МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОСДети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать: 1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. 2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка. 3. Реализацию образовательной программы ДОУ. 4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть: — содержательно-насыщенной; — трансформируемой; — вариативной; — полифункциональной; — доступной; — безопасной. Насыщенность РПП среды предполагает: — разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; — соответствие возрастным особенностям и содержанию программы. Полифункциональность материалов предполагает: — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.). Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: — от образовательной ситуации; — от меняющихся интересов детей; — от возможностей детей. Вариативность среды предполагает: — наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения); — периодическую сменяемость игрового материала; — разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; — появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: — доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; — свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; — исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды: — соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей: Социально – коммуникативная; Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая; Физическая. В каждой области имеются свои центры. Социально-коммуникативное развитие: — Центр ПДД; — Центр пожарной безопасности; — Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие: — Центр «Уголок Природы»; — Центр сенсорного развития; — Центр конструктивной деятельности; — Центр математического развития; — Центр экспериментирования. Речевое развитие: — Центр речевого развития или уголок речи и грамотности; — Центр Книги; — Логопедический уголок. Художественно-эстетическое развитие: — Центр ИЗО или уголок творчества; — Центр музыкально-театрализован-ной деятельности. Физическое развитие: — Центр физического развития; — Спортивный уголок «Будь здоров!» Направление: Социально-коммуникативное развитие. Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности. Познавательное направление. Большой популярностью у детей пользуется центр науки.В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п. Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы. В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними. Речевое развитие. Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. Художественно — эстетическое развитие. В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Театрализованная деятельность. Театрализованные игры решают следующие задачи: Развивают артикуляционную моторику; Развивают артикуляционную моторику; Расширяют словарный запас; Развивают монологическую и диалогическую речь; Развивает общую и мелкую моторику. Физическое развитие: Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания. Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем,что: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач. Определить дополнительное оборудование. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате. Вывод. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 23 июня 2024 в 15:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.