МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
ИКТ в образовательном процессе ДОУ«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий: · Компьютер · Мультимедийный проектор · Принтер · Видеомагнитофон, DVD плейер · Телевизор · Магнитофон · Фотоаппарат · Видеокамера · Электронные доски Использование компьютерных технологий помогает: • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; • формировать информационную культуру у детей; • активизировать познавательный интерес; • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Применение компьютерных технологий возможно реализовать через следующие программы: Программа Microsoft office Move Maker; Организация online взаимодействия; Программа Microsoft Office Pover Point создание презентаций; Программа Microsoft Office Publisher; Создание сайта детского сада. Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов: · Фотографии; · Видеоролики; · Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов); · Презентации (электронные книги, электронные выставки); · Детские развивающие компьютерные игры; · Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов. Преимущества использования интерактивных материалов: · позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; · позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; · использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; · одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; · при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; · с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.); · использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; · непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; · высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; · подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация); · создание дидактических игр; · подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; · обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; · оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения; · создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций: o для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога; o для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми; o для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др. o для сопровождения концерта o для проведения родительских собраний Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями: 1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; 2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; 3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации; 4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; 5. Рост объема информации; 6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум); 7. Оперативное получение информации; 8. Расширение информационных потоков; 9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний. При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10): «12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)». Далее хотелось бы представить обзор наиболее востребованных и популярных сайтов для педагогов. Все сайты делятся на несколько групп. Первая группа сайтов это электронная периодика и электронные издания. К этой группе относятся сайты периодических изданий и издательств, посвященных теме дошкольного воспитания и образования. Эти сайты хорошо развиты и наполнены материалами. Приведем примеры таких сайтов: 1. Во-первых это газета «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/ сайт содержит полное содержание номеров газеты «Дошкольное образование». А это широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и воспитателей. 2. «Сказки для детей» раздел электронной версии журнала «Костер» посвященный сказкам. На сайте содержится полная коллекция детских сказок: русские народные, шведские, классические сказки русских и зарубежных авторов. http://www.kostyor.ru/ Вторая группа сайтов – это сайты, непосредственно посвященные работе воспитателя и содержат очень много полезной информации и полезных разработок, которыми педагог может воспользоваться в своей работе: 1. Сайт «Учительский портал» во вкладке Дошкольное образование содержит большую коллекцию готовых презентаций для педагогов Детского сада по различным направлениям, конспекты НОД, сценарии праздников и много другое. www.uchportal.ru 2. Сайт «Дошкольник». Этой сайт очень содержателен. Это и готовые презентации, коллекция стихов, коллекция игр, рекомендации по рукоделию с дошкольниками и много другое. http://doshkolnik.ru 3. Сайт «Мам» www.maaam.ru 4. Еще один сайт непосредственно для воспитателей Детских садов это сайт «Дошколенок» http://dohcolonoc.ru/ разделы сайта: Конспекты НОД, Консультации, Праздники, викторины, развлечения, работа с родителями, Физическое воспитание в детском саду, Мастер-классы, доклады, педсоветы, методические объединения в ДОУ, Кружковая работа в детском саду, Экспериментальная деятельность в ДОУ и многое, многое другое. 5. «Челябинский дошкольный портал» http://www.forchel.ru/ на сайте собрана уникальная коллекция материалов. Вот только некоторые разделы меню сайта: Библиотека дошкольника, Музыка детям, Презентации, Методический кабинет, Графика, оформление, консультации и многое другое. 6. Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://doshvozrast.ru/ разделы сайта: Работа с родителями, Оздоровительная работа, Правовое воспитание, Игровая деятельность, Родителям дошкольников, Книги по дошкольному воспитанию и др. 7. Сайт «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/ содержит стихи, рассказы, сказки для детей, потешки, пальчиковые игры, раскраски, аудиосказки, игры для детей он-лайн и другое. 8. Сайт «ДЕДсад» http://detsad-kitty.ru/ сайт для детей и взрослых. Содержит большое количество папок-передвижек, шаблонов, картинок, раскрасок, мультфильмов, учебных пособий, сценариев праздников, музыки для детей и много другое. 9. На сайте «Фестиваль педагогических идей Открытый урок» http://festival.1september.ru/ в разделе Работа с дошкольниками» содержится большая подборка практических материалов, которые помогут воспитателю в практической деятельности. 10. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/ содержит большую подборку материалов для работы с детьми. Это и всевозможные поделки, раскраски, детские журналы и т.д. Третья группа сайтов – это электронные альбомы. Приведу пример наиболее полного электронного альбома. «Жизнь и творчество великих художников». Здесь вы сможете найти репродукции любых картин любых авторов для. Полный рассказ об этой картине и биографию автора. http://www.bibliotekar.ru/al/ Хотелось бы отдельно остановится на сайте «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ» http://www.profi-konkurs.ru/ конкурсы-для-воспитателей/ сайт рассчитан на широкую аудиторию и призван объединить педагогов дошкольных образовательных учреждений на территории Российской Федерации в единую информационную сеть и конкурсное движение. На сайте есть конкурсы как для педагогов ДОУ, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, воспитателей по физической культуре, методистов и даже для детей. Сайтов для педагогов детского сада очень много и все они призваны помочь в организации образовательного процесса. С их помощью педагог может разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся 21 июня 2024 в 20:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.