Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Но основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена, прежде всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания.
Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности являются:
- санитарно-гигиенические условия;
- обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;
- эстетическая комфортность среды (дизайн);
- психологическая комфортность.
Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:
- температура окружающей среды;
- влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- освещенность;
- норма площади помещений, территории на одного воспитанника.
Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями:
- наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);
- наличие и состояние игрового и учебного оборудования;
- физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;
- интенсивность нагрузки;
- форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;
- наличие возможности выбора форм деятельности.
Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств.
Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда.
Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо выполнять круглосуточно:
- один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д., ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении всех вышеуказанных мероприятий, если:
- здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено соответствующими исполнительными документами;
- имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебно-воспитательное оборудование;
- работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летне-оздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и др.); с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому плану работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду, действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и др.; в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; во всех группах необходимы «Центры здоровья», «Уголки безопасности», в которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму; вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативно-правовой документации и инструктивно-методических материалов по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка, сохранить и улучшить их здоровье, предупредить травматизм у взрослых и детей.
Координационная сетка контроля работы по охране жизни и здоровья детей ДОУ
№ |
Контролируемый материал |
Определяемые показатели контроля |
Периодичность контроля |
Ответственный |
1. Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей |
|
|
|
|
1.1 |
Игровые, спальни, туалетные, раздевалки, спортивный и музыкальный залы, педагогический и медицинские кабинеты |
Температура воздуха |
1 раз в неделю |
медсестра |
Относительная влажность воздуха |
1 раз в квартал |
медсестра |
|
|
Уровень искусственного освещения |
1 раз в год |
медсестра |
|
|
Режим проветривания |
1 раз в месяц |
медсестра |
|
|
1.2 |
Мебель игровых и спальных помещений |
Маркировка и соответствие росту ребенка и расстановка мебели |
2 раза в год |
медсестра |
1 раз в неделю |
медсестра |
|
|
|
1.3 |
Постельное белье, предметы ухода за ребенком |
Индивидуальная маркировка |
1 раз в месяц, белье – при каждой смене |
медсестра |
1.4 |
Спортивный минизал и подсобное помещение при нем |
Наличие защитных приспособлений, предупреждающих травмы |
2 раза в год |
завхоз |
Наличие спортивной одежды у детей при проведении занятий |
1 раз в месяц |
завхоз |
|
|
Расстановка и техническая исправность спортивного инвентаря |
1 раз в неделю |
завхоз |
|
|
1.5 |
Санитарное содержание помещений |
Соблюдение частоты проведения генеральных уборок и их качество |
1 раз в квартал |
медсестра |
Качество проведения текущей уборки |
1 раз в месяц |
медсестра |
|
|
Состояние обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами и условия их хранения |
1 раз в месяц |
медсестра |
|
|
Наличие разделения уборочного инвентаря по назначению и его маркировка |
1 раз в месяц |
медсестра |
|
|
Наличие, состояние и маркировка тары для замачивания посуды в случае карантина, транспортировки грязного белья |
2 раза в месяц |
медсестра |
|
|
2. Территория детского сада |
|
|
|
|
2.1 |
Двор |
Исправность ограждения |
2 раза в год |
завхоз |
Исправность искусственного освещения |
1 раз в год |
завхоз |
|
|
Исправность и состояние мусоросборника и мусорных баков |
1 раз в квартал |
завхоз |
|
|
2.2 |
Игровые участки |
Состояние малых форм |
2 раза в год |
завхоз |
Наличие песка для игры |
2 раза в год |
завхоз |
|
|
Обработка песка |
1 раз в неделю |
медсестра |
|
|
Санитарное содержание |
Ежедневно |
медсестра |
|
|
Отсутствие травмоопасных объектов |
Ежедневно |
завхоз |
|
|
3. Организация учебно-воспитательного процесса |
|
|
|
|
3.1 |
Занятия с детьми |
Исследование учебной нагрузки:
- соблюдение максимально допустимого количества учебного времени в день и в неделю;
- длительность занятий и перерыва между ними;
- наличие отдельного расписания на дополнительные занятия, включенные в объем максимально допустимой нагрузки;
- наличие здоровьесберегающих моментов в ходе занятий;
- целесообразность использования физкультминуток |
2 раза в год
1 раз в месяц
2 раза в год
1 раз в месяц
1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом,
медсестра,
завхоз |
Оценка сетки занятий:
- наличие чередования занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели |
1 раз в квартал |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель, медсестра |
|
|
Наличие развлечений, праздников в плане работ педагогов |
1 раз в квартал |
ст. воспитатель |
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в группах |
1 раз в квартал |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
|
|
Условия применения технических средств обучения, соблюдение правил расстановки ТСО, соблюдение длительности занятий с ТСО |
1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом, медсестра,
ст. воспитатель |
|
|
Оценка педагогической диагностики усвоения детьми программного материала |
2 раза в год |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
|
|
Оценка составления двигательного режима детей по возрастным группам, его соблюдение |
2 раза в год |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
|
|
Организация и длительность проведения прогулки с детьми |
1 раз в неделю |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
|
|
4. Организация детского питания |
|
|
|
|
4.1 |
Рацион питания |
Качественный и количественный состав рациона питания, его соответствие возрастным и физиологическим потребностям;
соблюдение требований и рекомендаций по формированию рациона;
ассортимент продуктов, используемых в питании |
1 раз в 10 дней |
Заведующий дет. садом,медсестра |
4.2 |
Режим питания |
Соответствие режима питания и условий приема пищи возрастным и гигиеническим требованиям |
1 раз в неделю |
Заведующий дет. садом, медсестра |
4.3 |
Документация по вопросам санитарии, гигиены, технологии производства пищи, результатам бракеража, ежедневных медицинских осмотров работников пищеблока |
Полнота, правильность и своевременность оформления (ведения) документации, соответствие требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов |
1 раз в квартал |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
4.4 |
Технология производства пищи |
Правильность оформления технологической документации.
Наличие необходимой нормативно-технической документации |
2 раза в год |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
Соблюдение санитарно- технологических требований при производстве пищи |
1 раз в 10 дней |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
|
|
Температура внутри теплового оборудования |
1 раз в неделю |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
|
|
4.5 |
Поточность технологических процессов |
Наличие (отсутствие) общих встречных, пересекающихся потоков сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды, инвентаря, тары и т.д. |
1 раз в неделю |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
4.6 |
Столовая посуда |
Качество мытья посуды, ее маркировка |
1 раз в месяц |
медсестра |
4.7 |
Продукты |
Сроки и условия ранения.
Исправность холодильного оборудования и правильность установки температуры в холодильных шкафах.
Соседство хранения продуктов |
1 раз в неделю |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
4.8 |
Реализация продуктов и готовой продукции |
Сроки реализации, условия реализации.
Соблюдение требований по температуре готовой пищи.
Сроки хранения на пищеблоке подготовленных к кулинарной обработке продуктов и готовой пищи |
Ежедневно |
Заведующий дет. садом, медсестра |
4.9 |
Санитарно-противоэпидемический режим |
Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на производстве, режима обработки, хранения и использования. Маркировки оборудования, посуды, инвентаря, уборочного инвентаря, режима уборки помещений, дезинфекционного режима, режима сбора, хранения и выноса отходов и др. |
1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
4.10 |
Персонал, связанный с питанием детей |
Состояние осмотра персонала на предмет наличия простудных и гнойничковых заболеваний, опрос на наличие кишечных инфекций |
1 раз в неделю |
медсестра |
Соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока |
Постоянно |
Ст. медсестра |
|
|
Наличие и своевременность прохождения медицинских осмотров, прививок, гигиенической аттестации |
1 раз в квартал |
медсестра |
|
|
4.11 |
Санитарное состояние помещений |
Соблюдение чистоты проведения генеральных уборок |
1 раз в два месяца |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
Состояние обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами, условия их хранения |
1 раз в месяц |
завхоз,
медсестра |
|
|
Наличие раздельного уборочного инвентаря по назначению и его маркировка |
1 раз в месяц |
медсестра |
|
|
5. Персонал |
|
|
|
|
5.1 |
Все работники детского сада |
Наличие санитарных книжек у всех работающих в учреждении с результатами медицинских осмотров, своевременность прохождения медосмотров |
1 раз в квартал |
медсестра |
Своевременность прохождения гигиенического обучения |
1 раз в два года |
медсестра |
|
|
5.2 |
Педагоги и обслуживающий персонал |
Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей |
Постоянно, контроль 1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом,
медсестра,
ст. воспитатель |
6. Организация и проведение ремонтных работ |
|
|
|
|
6.1 |
Текущий ремонт |
Наличие гигиенических сертификатов на применяемые отделочные материалы с указанием области применения в детских учреждениях |
При использовании |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
Соответствие цветовой гаммы красок для окраски стен, дверей, рам, оборудования |
При проведении работы |
Заведующий дет. садом,
медсестра, |
|
|
Недопущение проведения работ в присутствии детей |
При проведении работы |
Заведующий дет. садом,
медсестра, |
|
|
Обеспечение проветривания помещений после окончания ремонтных работ |
При необходимости |
Заведующий дет. садом,
медсестра |
|
|
7. Оздоровительная работа |
|
|
|
|
7.1 |
|
Планирование оздоровительной работы с детьми на учебный год |
1 раз в год |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
Выполнение назначенных оздоровительных и закаливающих мероприятий |
1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |
|
|
Анализ заболеваемости детей |
2 раза в год |
Заведующий дет. садом,
ст. медсестра,
ст. воспитатель |
|
|
Анализ посещаемости детьми детского сада |
1 раз в месяц |
Заведующий дет. садом,
ст. медсестра,
ст. воспитатель |
|
|
Анализ и эффективность оздоровительной работы с детьми |
1 раз в год |
Заведующий дет. садом,
ст. медсестра,
ст. воспитатель |
|
|
7.2 |
Педагогическая часть |
Выполнение педагогами санитарных норм и правил для дошкольных учреждений |
В течение года выборочно в один из дней недели |
Заведующий дет. садом,
ст. воспитатель |