МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»

Рабочая программа МБДОУ

a44b667bc48117d7d67cafce330547e3.jpg

 Содержание


Целевой раздел

1.1. Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОУ

1.2. Цель и задачи воспитания

1.3. Виды, формы и содержание деятельности 1.4.Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел

2.1. Модуль «Гражданин и патриот»

2.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»

2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»

2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации»

2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Организационный раздел

3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания 3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.3. Календарный план воспитательной работы

1. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации

Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован на основе настоящей рабочей программы воспитания направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и  правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении базируется на традициях профессионального воспитания:

гуманистический характер воспитания и обучения;

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье;

развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

демократический государственно-общественный характер управления образованием.


1.2. Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности воспитанника единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических работников по развитию личности воспитанников и усилий самого воспитанника по своему саморазвитию. Их

сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

освоение воспитанниками ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;

вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;

помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанника по саморазвитию;

овладение воспитанниками социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.


1.3. Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ

1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности;

2) социализация и духовно-нравственное развитие личности;

3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям;

4) воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.


1.4. Планируемые результаты освоения программы


Целевые ориентиры ФГОС ДО Портрет выпускника Предпосылки учебной деятельности Приобретенный опыт

Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во

взаимоотношениях Думающий и анализирующий Ребенок учится применять инициативу в применении своих

мыслительных Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни. У ребенка сформированы

основы Ребенок стремиться к выполнению социальных норм и правил безопасности и здорового образа

жизни

со взрослыми и навыков, саморегуляции:

сверстниками. проявляя при - способность и

Ребенок может этом творчество стремление к

соблюдать и критическое принятию общих

правила мышление. целей и условий

безопасного Способен жизнедеятельности;

поведения и решать - стремление

личной гигиены сложные действовать

проблемы согласованно,

адекватные проявление живого

возрасту и интереса к

принимать процессу

обдуманные деятельности и ее

решения. результату;

Ребенок - проявление

способен терпения,

внимательно настойчивости при

обдумывать достижении целей;

свой опыт - способность

познания, планировать свою

оценивать свои деятельность в

сильные и сотрудничестве со

слабые стороны взрослым в форме

с помощью саморегуляции и

взрослых, распределять

которые обязанности в

поддерживают коллективной

его успешность деятельности;

в определенных - способность

видах оценивать

деятельности. результат

Ребенок обладает Объективные и собственной Ребенок:

установкой непредвзятый деятельности и - любит свою

положительного Ребенок готовность к семью,

отношения к миру, понимает и корректировать принимает ее

к разным видам ценит свою деятельность; ценности;

труда, другим национальную - способность к - проявляет

людям и самому культуру и планированию и интерес к

себе, обладает гордится взаимоконтролю в истории своей

чувством традициями совместной страны, своего

собственного своей семьи и игровой края, своего

достоинства своего народа. деятельности народа и его

Открыт для традициям;

мнений, - имеет

ценностей и позитивное

традиций восприятие,

других людей( проявляет

из других социальных групп, национальных сообществ).

Привычен к поиску разнообразных точек зрения и с готовностью использует этот опыт для личного развития. оптимизм;

- относится положительно к себе и

ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям;

- принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению.

Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к

ценностям и традициям других народов

и культур

Содержательный раздел


2.1. Модуль «Гражданин и патриот»

Цель модуля :развитие личности ребенка на основе формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.

Задачи модуля:

формирование знаний ребенка о символике России;

воспитание у ребенка готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;

формирование у воспитанника патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

развитие у воспитанника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества;

формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

развитие правовой и политической культуры, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

формирование антикоррупционного мировоззрения.


Формы реализации модуля:

№ п/п Наименование мероприятия Срок

выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат

1 НОД «Люблю тебя мой край родной» сентябрь воспитатели


Ребенок:

- любит свою семью, принимает ее ценности;

- проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям

2 НОД «Моя любимая станица» октябрь воспитатели

3 Беседа «Что такое героизм?» ноябрь воспитатели

4 НОД «Наша родина Россия» декабрь воспитатели

5 НОД «Наша армия» январь воспитатели

6 Развлечение «День защитника отечества» февраль Музыкальный

руководитель

7 Беседа «Памятники войны». март воспитатели

8 НОД «Наши космонавты» апрель воспитатели

9 Развлечение «Этот день Победы» май Музыкальный

руководитель

2.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»


Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование уважения к старшему поколению.

Задачи модуля:

воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы;

реализация практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

формирование позитивных жизненных ориентиров и планов;

формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь, развитие культуры здорового питания;

развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

формирование антикоррупционного мировоззрения.

Формы реализации модуля:

№ п/п Наименование мероприятия Срок

выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат

1 НОД «Что такое хорошо» сентябрь воспитатели

Ребенок обладает установкой положительного

отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства

2 НОД «Вежливые слова» октябрь воспитатели

3 НОД «Что такое дружба?» ноябрь воспитатели

4 Беседа «Жадность – это плохо» декабрь воспитатели

5 Беседа «Что значит выражение «Доброе январь воспитатели

сердце?»

6 «Терпение и труд – вместе весело живут» февраль воспитатели

7 Развлечение «Очень я люблю маму март Музыкальный

милую мою» руководитель

8 НОД «Правда красит человека» апрель воспитатели

9 «У истоков русской народной культуры» май Музыкальный

руководитель

2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»

Цель модуля: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.

Задачи модуля:

формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования,нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого- направленной деятельности;

воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции –

«становиться лучше»;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;

формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.

Формы реализации модуля:


№ п/п Наименование мероприятия Срок

выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат

1 НОД «Природа России». сентябрь воспитатели -Ребенок любит свою семью, принимает ее ценности;

- проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям;

-Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также

уважительно относится к ценностям и

традициям других народов и культур

2 «Станем юными защитниками природы» октябрь воспитатели

3 НОД «Поначалу в жизни нашей все было ноябрь воспитатели

не так»

4 НОД «Чудо мастера» декабрь воспитатели

5 Развлечение «В гости коляда пришла». январь воспитатели

6 Развлечение «Сильны и могучи богатыри февраль воспитатели

славной Руси»

7 Праздник «Масленица». март Музыкальный

руководитель

8 Беседа о хате и казачьем костюме. апрель воспитатели


9

НОД «Вешенская моя, как не любить мне тебя…»

май Музыкальный руководитель

2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации»

Цель модуля: усиление взаимодействия воспитательных структур образовательной организации с организациями, созданными по инициативе обучающихся, с общественными движениями, органами власти и другими образовательными организациями.

Задачи модуля:

расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;

поддержка в образовательной организации инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания обучающейся молодежи;

распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров и других учебно-воспитательных мероприятий;

развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации;

формирование корпоративной культуры образовательной организации (принадлежности к единому коллективу, формирование традиций, корпоративной этики);

создание в образовательной организации музеев, историко- патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства;

создание ассоциации выпускников образовательной организации, имиджа образовательной организации, продвижение образовательной организации на уровне города, региона.

Формы реализации модуля:

№ п/п Наименование мероприятия Срок

выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат

1 Посещение кинотеатра РДК «Вешенский» сентябрь воспитатели Сотрудничество с социальными партнёрами с целью повышения психолого- педагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации

2 Посещение литературного музея октябрь воспитатели

3 Встреча с людьми интересных профессий ноябрь воспитатели

4 Взаимопосещения занятий и уроков в декабрь воспитатели

детском саду и Гимназии им. М.А. Шолохова

5 Организация мини музея боевой славы в январь воспитатели

старшей группе

Совместное проведение праздника «День

6 защитника Отечества» с привлечением февраль воспитатели

военнослужащих

7 Экскурсия на почту и в аптеку март воспитатели

8 Совместное с выпускниками проведение апрель воспитатели

праздника «День смеха»

9 Экскурсия к памятнику погибшим май воспитатели

воинам


2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе

больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.

Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время   их   создания   (организации).   Иначе   говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – воспитательная: вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства.

Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других воспитательных задач.

Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других воспитательных задач являются «косвенными».

Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:

• свободная игра детей

• ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими) По видам детской активности:

• досуги

• сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности.

Игровая • дидактические игры

• интеллектуально развивающие

• дидактические с элементами движения

• сюжетно-ролевые

• подвижные

• игры с элементами спорта

• народные игры

• музыкальные

• хороводные

• театрализованные

• режиссерские

• игры-драматизации

• игра-фантазия

• строительно-конструктивные

• игры на развитие коммуникации и др.

Продуктивная • рисование

• лепка

• аппликация

• художественный труд

• проектная деятельность

• творческие задания

• изготовление (предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)

• создание макетов, коллекций и их оформление и др.

Коммуникативная • Моделирование ситуаций

• беседы (диалоги)

• рассказ с дальнейшим обсуждением

• разучивание стихов, потешек и др.

• чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением

• создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)

• ситуативный разговор

• Тренинги

• интервьюирование

• рассказывание (составление рассказов, сочинение


сказок и др.)

• сочинение и отгадывание загадок

• проектная деятельность

• коммуникативные игры

• свободное общение по теме

• игры с речевым сопровождением

• игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)

• инсценирование и драматизация и др.

• правила компромиссного общения и взаимодействия

Трудовая • ручной труд

• дежурство

• поручение

• задание

• совместная трудовая деятельность и др.

Познавательно - исследовательская • игровое моделирование ситуаций

• наблюдения с обсуждением

• рассказ с дальнейшим обсуждением

• экскурсии с дальнейшим обсуждением

• рассматривание с дальнейшим обсуждением

• решение проблемных ситуаций

• экспериментирование

• коллекционирование

• моделирование

• конструирование

• проектная деятельность

• игры (дидактические, интеллектуально- развивающие и др.) и др.

• информационно-компьютерные средства

• логические рассуждения

• актуализация опыта детей

• выявление причинно-следственных связей

• обследование предметов

Музыкально - художественная • слушание с дальнейшим обсуждением

• исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах)

• инсценирование и драматизация

• музыкально-ритмические упражнения

• экспериментирование со звуками

• подвижные игры с музыкальным сопровождением

• музыкально-дидактические игры

• беседы и др.

• досуги

Чтение художественной литературы • чтение с обсуждением

• рассказ

• беседа

• ситуативный разговор

• викторины по прочитанным произведениям

• рассматривание иллюстраций и др.

• инсценирование и драматизация

• разучивание

• чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетно- ролевая, режиссерская и др.) и др.

Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как воспитательная и вносить свой вклад в воспитание ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.

2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик. 

Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми

Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

В ДОУ применяются следующие виды культурных практик:

• Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)

• Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)

• Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)

• Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)

• Музыкально-театральные гостиные

• Детский досуг

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность



2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

• единый подход к процессу воспитания ребенка;

• открытость дошкольного учреждения для родителей;

• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

• уважение и доброжелательность друг к другу;

• дифференцированный подход к каждой семье;

• равно ответственность родителей и педагогов.


Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей; 2. Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;

3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.


Система взаимодействия с родителями включает:

• ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

• участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в четырех направлениях:

- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями);

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);

- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом;

- участие в управлении образовательной организации.

В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.

Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.

Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.

Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.

Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Ежемесячные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д.

С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований,

выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье.

Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников, имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха, работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят.

Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:

- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);

- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);

- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);

- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- «Круглый стол» по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации музыкального руководителя;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- родительская гостиная, клуб;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- сайт ДОУ.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- Это учет индивидуальности ребенка;

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже

в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;

- Это укрепление внутрисемейных связей;

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

- Воспитатели должны ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов

о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Планируемый результат

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручатся пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется

это взаимодействие.

Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы

с семьями воспитанников ДОО даст положительные результаты: поменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся

активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


























3. Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания Методические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет. 

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет).

Николаева С.Н. «Юный эколог»

Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Я-ТЫ-МЫ»

Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.

Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно- методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002

«Здоровье» В.Г. Алямовская (LINKA PRESS, 1993 г.)

Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автмобильный транспорт»;

«Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»;

«Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»;

«Профессии».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»;

«Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Рас- скажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте»,

«Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе». Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»;

«Животные Африки»; «Животные средней полосы»;

«Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»;

«Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»;

«Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»;

«Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»;

«Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»;

«Осень»; «Родная природа».

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»;

«Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»;

«Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»;

«Хохлома. Орнаменты».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах»,

«Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»,

«Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»;

«Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»;

«Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»;

«Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись». 


3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Традиции в нашем детском саду направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей. Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня. Обращает внимание

на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо хорошее.

Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. В конце разговора всех ждет сюрприз (сценка из кукольного театра, новая игрушка, интересная книга, раздача детям небольших сувениров). В дальнейшем сюрпризы могут быть подготовлены самими детьми. По средам во второй половине дня полдник или ужин проводится под девизом: «Сладкий вечер».

Воспитатель ставит столы так, чтобы получился один общий стол, и приглашает

желающих заняться праздничной сервировкой. Украшают и красиво раскладывают все те блюда, которые подготовили. После того как столы накрыты, воспитатель приглашает занять свои места, и «Сладкий вечер» начинается. Желает им приятного аппетита. Воспитатель и младший воспитатель, общаясь друг с другом и ненарочито комментируя свои действия, демонстрируют детям образцы этикета.

Воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем – то беседу, развивает затронутую в ней тему. Разговор взрослых может незаметно перейти в игру. Взрослые должны составить детям компанию в их развлечениях.

Ежемесячные традиции: «День именинника», театральное развлечение.

Ежегодные традиции: «Новоселье» - группу к этому событию украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья, радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе телевизора, часов и других предметов, которые необходимы детям.

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, и по необходимости, сокращено и дополнено другими событиями.

Часть праздников заменена другими социально и личностно значимыми для участников образовательных отношений событиями; период подготовки к

каждому празднику определяется педагогами, в соответствии с тематикой праздника, возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями и интересами детей.

Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные:

• явлениям нравственной жизни ребёнка: «Именины» (поквартально дни рождения детей, «Новоселье в группе», «День рождение Детского сада»;

• окружающей природе: акция «Покормим птиц», «Осень», «Весенняя капель» «День птиц»;

• миру искусства и литературы «День книги», «День театра»;

• традиционным для семьи, общества и государства праздничным

событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «Праздник всех женщин»;

• наиболее важным профессиям: «День воспитателя и всех работников детского сада».


3.3. Календарный план воспитательной работы

Месяц Неделя Даты Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Подготовительн ый к школе возраст

Сентябрь 1 01.09.-

04.09. Мы пришли в

детский сад. Наша группа. Мы пришли в детский сад. Вот и лето

прошло. День знаний Вот и лето

прошло. День знаний

2 07.09 –

11.09. Мы дружные

ребята. Дружба Дружба Дружба

3 14.09 - 18.09. Мы встречаем осень золотую Мы встречаем осень золотую Краски осени (Осень в городе) Краски осени (Осень в городе)

4 21.09.–

25.09. Фрукты и овощи Витамины на

грядке и на дереве Путешествие в хлебную страну Путешествие в хлебную страну

Октябрь 1 28.09.-

02.10. Грибы и ягоды Лесные ягоды и грибы Витамины из кладовой природы Витамины из кладовой

природы

2 05.10 – 09.10. Мой дом Мой дом Что нам стоит дом построить? Что нам стоит дом построить?

3 12.10 –

16.10. Моя семья Моя семья Мой родной край Мой родной

край

4 19.10 – 23.10. Деревья и кустарники Деревья и кустарники Деревья и кустарники Деревья и кустарники

5 26.10 –

30.10 Птицы и

животные Мой дом В осеннем лесу В осеннем лесу

Ноябрь 1 02.11 –

06.11. Мой город Моя станица Моя станица Моя станица

2 09.11 – 13.11. Транспорт Транспорт Транспорт Транспорт

3 16.11 – 20.11. Свойства воды Свойства

материалов

(стекло, бумага, ткани) В мире техники





В мире техники

4 23.11 – 27.11. Одежда Маленькие исследователи Маленькие исследователи Маленькие исследователи

Декабрь 1 30.11.–

04.12. Здравствуй, зимушка-зима! Зима. Подготовка животных к зиме Зима. Подготовка животных к зиме. Зима. Подготовка животных к

зиме.

2 07.12.–

11.12. Дикие животные Животные и

птицы зимой. Птицы зимой. Птицы зимой.

3 14.12 –

18.12. Быть здоровыми

хотим! Быть здоровыми

хотим! Быть здоровыми

хотим! Быть здоровыми

хотим!

4 21.12 –

25.12. Зимние забавы Зимние забавы Зимние забавы Зимние забавы

5 28.12. –

31.12 Встречаем сказку Встречаем

сказку Встречаем сказку. Встречаем

сказку.

Январь 1 11.01 - 15.01. Что из чего и для чего (инструменты и

материалы) Что из чего и для чего (инструменты и

материалы) Что из чего и для чего (инструменты и

материалы) Что из чего и для чего (инструменты и

материалы)

2 18.01 – 22.01. Все работы хороши! Все работы хороши! Все работы хороши! Все работы хороши!

3 25.01 – 29.01. Комнатные растения Комнатные растения Комнатные растения Комнатные растения

Февр аль 1 01.02 –

05.02. Мой город Моя малая

Родина Моя Родина -

Россия Моя Родина -

Россия

2 08 02 –

12.02. О хороших привычках и

нормах поведения О хороших привычках и

нормах поведения Правила поведения в обществе Правила поведения в обществе

3 15.02 – 19.02. Я и мой папа День Защитника Отечества День Защитника Отечества День Защитника Отечества

4 22.02 –

26.02. Безопасность Безопасность. Безопасность Безопасность

Март 1 01.03 – 05.03. Маму я свою люблю День 8 Марта. Профессии

наших мам День 8 Марта. Профессии наших

мам. День 8 Марта. Профессии

наших мам.

2 9.03 – 12.03. Фольклор Фольклор Народные праздники на

Руси. Масленица Народные праздники на

Руси. Масленица

3 15.03 –

19.03. Весна пришла Весна пришла Весна пришла Весна пришла

4 22.03 –

26.03 Народная игрушка Народная

игрушка Декоративно-

прикладное искусство. Искусство

родного края Декоративно-

прикладное искусство. Искусство

родного края

Апрель 1 29.03 –

02.04. Я - человек Я - человек Я – человек Я – человек

2 05.04 – 09.04. Безопасность Безопасность Безопасность Безопасность

3 12.04 – 16.04. Птицы Птицы Космос Космос

4 19.04 – 23.04. Мир растений Мир растений Мир растений Мир растений

5 26.04 – 30.04 Насекомые День Победы День Победы День Победы

Май 1 04.05 –

07.05. Профессии

родителей Насекомые Насекомые Насекомые

2 11.05 – 14.05. Обитатели водоемов Обитатели водоемов Обитатели водоемов Обитатели водоемов

3 17.05 – 21.05. Мы друзья природы Мы друзья природы Мы друзья природы Мы друзья природы

4 24.05 – 31.05. Лето. Лето. Лето. Лето.



4 августа 2022 в 14:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.