МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
Рабочая программа МБДОУСодержание
Целевой раздел 1.1. Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОУ 1.2. Цель и задачи воспитания 1.3. Виды, формы и содержание деятельности 1.4.Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел 2.1. Модуль «Гражданин и патриот» 2.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие» 2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» 2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации» 2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Организационный раздел 3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания 3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 3.3. Календарный план воспитательной работы 1. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован на основе настоящей рабочей программы воспитания направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении базируется на традициях профессионального воспитания: гуманистический характер воспитания и обучения; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье; развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; демократический государственно-общественный характер управления образованием.
1.2. Цель и задачи воспитания Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности). Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности воспитанника единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических работников по развитию личности воспитанников и усилий самого воспитанника по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: освоение воспитанниками ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.; вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанника по саморазвитию; овладение воспитанниками социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
1.3. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ 1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности; 2) социализация и духовно-нравственное развитие личности; 3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям; 4) воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры ФГОС ДО Портрет выпускника Предпосылки учебной деятельности Приобретенный опыт Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях Думающий и анализирующий Ребенок учится применять инициативу в применении своих мыслительных Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни. У ребенка сформированы основы Ребенок стремиться к выполнению социальных норм и правил безопасности и здорового образа жизни со взрослыми и навыков, саморегуляции: сверстниками. проявляя при - способность и Ребенок может этом творчество стремление к соблюдать и критическое принятию общих правила мышление. целей и условий безопасного Способен жизнедеятельности; поведения и решать - стремление личной гигиены сложные действовать проблемы согласованно, адекватные проявление живого возрасту и интереса к принимать процессу обдуманные деятельности и ее решения. результату; Ребенок - проявление способен терпения, внимательно настойчивости при обдумывать достижении целей; свой опыт - способность познания, планировать свою оценивать свои деятельность в сильные и сотрудничестве со слабые стороны взрослым в форме с помощью саморегуляции и взрослых, распределять которые обязанности в поддерживают коллективной его успешность деятельности; в определенных - способность видах оценивать деятельности. результат Ребенок обладает Объективные и собственной Ребенок: установкой непредвзятый деятельности и - любит свою положительного Ребенок готовность к семью, отношения к миру, понимает и корректировать принимает ее к разным видам ценит свою деятельность; ценности; труда, другим национальную - способность к - проявляет людям и самому культуру и планированию и интерес к себе, обладает гордится взаимоконтролю в истории своей чувством традициями совместной страны, своего собственного своей семьи и игровой края, своего достоинства своего народа. деятельности народа и его Открыт для традициям; мнений, - имеет ценностей и позитивное традиций восприятие, других людей( проявляет из других социальных групп, национальных сообществ). Привычен к поиску разнообразных точек зрения и с готовностью использует этот опыт для личного развития. оптимизм; - относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям; - принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к ее выполнению. Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур Содержательный раздел
2.1. Модуль «Гражданин и патриот» Цель модуля :развитие личности ребенка на основе формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Задачи модуля: формирование знаний ребенка о символике России; воспитание у ребенка готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; формирование у воспитанника патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству; развитие у воспитанника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества; формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; развитие правовой и политической культуры, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; формирование антикоррупционного мировоззрения.
Формы реализации модуля: № п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат 1 НОД «Люблю тебя мой край родной» сентябрь воспитатели
Ребенок: - любит свою семью, принимает ее ценности; - проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям 2 НОД «Моя любимая станица» октябрь воспитатели 3 Беседа «Что такое героизм?» ноябрь воспитатели 4 НОД «Наша родина Россия» декабрь воспитатели 5 НОД «Наша армия» январь воспитатели 6 Развлечение «День защитника отечества» февраль Музыкальный руководитель 7 Беседа «Памятники войны». март воспитатели 8 НОД «Наши космонавты» апрель воспитатели 9 Развлечение «Этот день Победы» май Музыкальный руководитель 2.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование уважения к старшему поколению. Задачи модуля: воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы; реализация практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование позитивных жизненных ориентиров и планов; формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь, развитие культуры здорового питания; развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; формирование антикоррупционного мировоззрения. Формы реализации модуля: № п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат 1 НОД «Что такое хорошо» сентябрь воспитатели Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства 2 НОД «Вежливые слова» октябрь воспитатели 3 НОД «Что такое дружба?» ноябрь воспитатели 4 Беседа «Жадность – это плохо» декабрь воспитатели 5 Беседа «Что значит выражение «Доброе январь воспитатели сердце?» 6 «Терпение и труд – вместе весело живут» февраль воспитатели 7 Развлечение «Очень я люблю маму март Музыкальный милую мою» руководитель 8 НОД «Правда красит человека» апрель воспитатели 9 «У истоков русской народной культуры» май Музыкальный руководитель 2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» Цель модуля: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России. Задачи модуля: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования,нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого- направленной деятельности; воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире; формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России. Формы реализации модуля:
№ п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат 1 НОД «Природа России». сентябрь воспитатели -Ребенок любит свою семью, принимает ее ценности; - проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; -Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур 2 «Станем юными защитниками природы» октябрь воспитатели 3 НОД «Поначалу в жизни нашей все было ноябрь воспитатели не так» 4 НОД «Чудо мастера» декабрь воспитатели 5 Развлечение «В гости коляда пришла». январь воспитатели 6 Развлечение «Сильны и могучи богатыри февраль воспитатели славной Руси» 7 Праздник «Масленица». март Музыкальный руководитель 8 Беседа о хате и казачьем костюме. апрель воспитатели
9 НОД «Вешенская моя, как не любить мне тебя…» май Музыкальный руководитель 2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации» Цель модуля: усиление взаимодействия воспитательных структур образовательной организации с организациями, созданными по инициативе обучающихся, с общественными движениями, органами власти и другими образовательными организациями. Задачи модуля: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности; поддержка в образовательной организации инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания обучающейся молодежи; распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров и других учебно-воспитательных мероприятий; развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации; формирование корпоративной культуры образовательной организации (принадлежности к единому коллективу, формирование традиций, корпоративной этики); создание в образовательной организации музеев, историко- патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства; создание ассоциации выпускников образовательной организации, имиджа образовательной организации, продвижение образовательной организации на уровне города, региона. Формы реализации модуля: № п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный исполнитель Планируемый результат 1 Посещение кинотеатра РДК «Вешенский» сентябрь воспитатели Сотрудничество с социальными партнёрами с целью повышения психолого- педагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации 2 Посещение литературного музея октябрь воспитатели 3 Встреча с людьми интересных профессий ноябрь воспитатели 4 Взаимопосещения занятий и уроков в декабрь воспитатели детском саду и Гимназии им. М.А. Шолохова 5 Организация мини музея боевой славы в январь воспитатели старшей группе Совместное проведение праздника «День 6 защитника Отечества» с привлечением февраль воспитатели военнослужащих 7 Экскурсия на почту и в аптеку март воспитатели 8 Совместное с выпускниками проведение апрель воспитатели праздника «День смеха» 9 Экскурсия к памятнику погибшим май воспитатели воинам
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности. Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – воспитательная: вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства. Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других воспитательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других воспитательных задач являются «косвенными». Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть: • свободная игра детей • ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими) По видам детской активности: • досуги • сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности. Игровая • дидактические игры • интеллектуально развивающие • дидактические с элементами движения • сюжетно-ролевые • подвижные • игры с элементами спорта • народные игры • музыкальные • хороводные • театрализованные • режиссерские • игры-драматизации • игра-фантазия • строительно-конструктивные • игры на развитие коммуникации и др. Продуктивная • рисование • лепка • аппликация • художественный труд • проектная деятельность • творческие задания • изготовление (предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.) • создание макетов, коллекций и их оформление и др. Коммуникативная • Моделирование ситуаций • беседы (диалоги) • рассказ с дальнейшим обсуждением • разучивание стихов, потешек и др. • чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением • создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.) • ситуативный разговор • Тренинги • интервьюирование • рассказывание (составление рассказов, сочинение
сказок и др.) • сочинение и отгадывание загадок • проектная деятельность • коммуникативные игры • свободное общение по теме • игры с речевым сопровождением • игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.) • инсценирование и драматизация и др. • правила компромиссного общения и взаимодействия Трудовая • ручной труд • дежурство • поручение • задание • совместная трудовая деятельность и др. Познавательно - исследовательская • игровое моделирование ситуаций • наблюдения с обсуждением • рассказ с дальнейшим обсуждением • экскурсии с дальнейшим обсуждением • рассматривание с дальнейшим обсуждением • решение проблемных ситуаций • экспериментирование • коллекционирование • моделирование • конструирование • проектная деятельность • игры (дидактические, интеллектуально- развивающие и др.) и др. • информационно-компьютерные средства • логические рассуждения • актуализация опыта детей • выявление причинно-следственных связей • обследование предметов Музыкально - художественная • слушание с дальнейшим обсуждением • исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах) • инсценирование и драматизация • музыкально-ритмические упражнения • экспериментирование со звуками • подвижные игры с музыкальным сопровождением • музыкально-дидактические игры • беседы и др. • досуги Чтение художественной литературы • чтение с обсуждением • рассказ • беседа • ситуативный разговор • викторины по прочитанным произведениям • рассматривание иллюстраций и др. • инсценирование и драматизация • разучивание • чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетно- ролевая, режиссерская и др.) и др. Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как воспитательная и вносить свой вклад в воспитание ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми. 2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. В ДОУ применяются следующие виды культурных практик: • Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.) • Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.) • Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.) • Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей) • Музыкально-театральные гостиные • Детский досуг • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: • единый подход к процессу воспитания ребенка; • открытость дошкольного учреждения для родителей; • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; • уважение и доброжелательность друг к другу; • дифференцированный подход к каждой семье; • равно ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи: 1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей; 2. Приобщение родителей к участию жизни ДОУ; 3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает: • ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; • участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета; • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в четырех направлениях: - работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями); - повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); - вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом; - участие в управлении образовательной организации. В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу. Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю. Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса. Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции. Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста. Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности. Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Ежемесячные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д. С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье. Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников, имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха, работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят. Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье: - уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье); - разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы); - информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.); - папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы: - «Круглый стол» по любой теме; - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации музыкального руководителя; - семейные спортивные встречи; - почта доверия, телефон доверия; - открытые занятия для просмотра родителей; - родительская гостиная, клуб; - конкурс семейных талантов; - портфолио семейного успеха; - день открытых дверей; - сайт ДОУ. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы: - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; - Это учет индивидуальности ребенка; - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка; - Это укрепление внутрисемейных связей; - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. - Воспитатели должны ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. - При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно. - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Планируемый результат Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручатся пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье. Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО даст положительные результаты: поменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
3. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания Методические пособия Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества». Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7 лет). Николаева С.Н. «Юный эколог» Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Я-ТЫ-МЫ» Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно- методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002 «Здоровье» В.Г. Алямовская (LINKA PRESS, 1993 г.) Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автмобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Рас- скажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе». Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа». Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома». Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле». Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Традиции в нашем детском саду направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей. Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог прожитого дня. Обращает внимание на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к дальнейшему совершенствованию этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо хорошее. Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. В конце разговора всех ждет сюрприз (сценка из кукольного театра, новая игрушка, интересная книга, раздача детям небольших сувениров). В дальнейшем сюрпризы могут быть подготовлены самими детьми. По средам во второй половине дня полдник или ужин проводится под девизом: «Сладкий вечер». Воспитатель ставит столы так, чтобы получился один общий стол, и приглашает желающих заняться праздничной сервировкой. Украшают и красиво раскладывают все те блюда, которые подготовили. После того как столы накрыты, воспитатель приглашает занять свои места, и «Сладкий вечер» начинается. Желает им приятного аппетита. Воспитатель и младший воспитатель, общаясь друг с другом и ненарочито комментируя свои действия, демонстрируют детям образцы этикета. Воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем – то беседу, развивает затронутую в ней тему. Разговор взрослых может незаметно перейти в игру. Взрослые должны составить детям компанию в их развлечениях. Ежемесячные традиции: «День именинника», театральное развлечение. Ежегодные традиции: «Новоселье» - группу к этому событию украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья, радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе телевизора, часов и других предметов, которые необходимы детям. Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, и по необходимости, сокращено и дополнено другими событиями. Часть праздников заменена другими социально и личностно значимыми для участников образовательных отношений событиями; период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, в соответствии с тематикой праздника, возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями и интересами детей. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные: • явлениям нравственной жизни ребёнка: «Именины» (поквартально дни рождения детей, «Новоселье в группе», «День рождение Детского сада»; • окружающей природе: акция «Покормим птиц», «Осень», «Весенняя капель» «День птиц»; • миру искусства и литературы «День книги», «День театра»; • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «Праздник всех женщин»; • наиболее важным профессиям: «День воспитателя и всех работников детского сада».
3.3. Календарный план воспитательной работы Месяц Неделя Даты Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Подготовительн ый к школе возраст Сентябрь 1 01.09.- 04.09. Мы пришли в детский сад. Наша группа. Мы пришли в детский сад. Вот и лето прошло. День знаний Вот и лето прошло. День знаний 2 07.09 – 11.09. Мы дружные ребята. Дружба Дружба Дружба 3 14.09 - 18.09. Мы встречаем осень золотую Мы встречаем осень золотую Краски осени (Осень в городе) Краски осени (Осень в городе) 4 21.09.– 25.09. Фрукты и овощи Витамины на грядке и на дереве Путешествие в хлебную страну Путешествие в хлебную страну Октябрь 1 28.09.- 02.10. Грибы и ягоды Лесные ягоды и грибы Витамины из кладовой природы Витамины из кладовой природы 2 05.10 – 09.10. Мой дом Мой дом Что нам стоит дом построить? Что нам стоит дом построить? 3 12.10 – 16.10. Моя семья Моя семья Мой родной край Мой родной край 4 19.10 – 23.10. Деревья и кустарники Деревья и кустарники Деревья и кустарники Деревья и кустарники 5 26.10 – 30.10 Птицы и животные Мой дом В осеннем лесу В осеннем лесу Ноябрь 1 02.11 – 06.11. Мой город Моя станица Моя станица Моя станица 2 09.11 – 13.11. Транспорт Транспорт Транспорт Транспорт 3 16.11 – 20.11. Свойства воды Свойства материалов (стекло, бумага, ткани) В мире техники
В мире техники 4 23.11 – 27.11. Одежда Маленькие исследователи Маленькие исследователи Маленькие исследователи Декабрь 1 30.11.– 04.12. Здравствуй, зимушка-зима! Зима. Подготовка животных к зиме Зима. Подготовка животных к зиме. Зима. Подготовка животных к зиме. 2 07.12.– 11.12. Дикие животные Животные и птицы зимой. Птицы зимой. Птицы зимой. 3 14.12 – 18.12. Быть здоровыми хотим! Быть здоровыми хотим! Быть здоровыми хотим! Быть здоровыми хотим! 4 21.12 – 25.12. Зимние забавы Зимние забавы Зимние забавы Зимние забавы 5 28.12. – 31.12 Встречаем сказку Встречаем сказку Встречаем сказку. Встречаем сказку. Январь 1 11.01 - 15.01. Что из чего и для чего (инструменты и материалы) Что из чего и для чего (инструменты и материалы) Что из чего и для чего (инструменты и материалы) Что из чего и для чего (инструменты и материалы) 2 18.01 – 22.01. Все работы хороши! Все работы хороши! Все работы хороши! Все работы хороши! 3 25.01 – 29.01. Комнатные растения Комнатные растения Комнатные растения Комнатные растения Февр аль 1 01.02 – 05.02. Мой город Моя малая Родина Моя Родина - Россия Моя Родина - Россия 2 08 02 – 12.02. О хороших привычках и нормах поведения О хороших привычках и нормах поведения Правила поведения в обществе Правила поведения в обществе 3 15.02 – 19.02. Я и мой папа День Защитника Отечества День Защитника Отечества День Защитника Отечества 4 22.02 – 26.02. Безопасность Безопасность. Безопасность Безопасность Март 1 01.03 – 05.03. Маму я свою люблю День 8 Марта. Профессии наших мам День 8 Марта. Профессии наших мам. День 8 Марта. Профессии наших мам. 2 9.03 – 12.03. Фольклор Фольклор Народные праздники на Руси. Масленица Народные праздники на Руси. Масленица 3 15.03 – 19.03. Весна пришла Весна пришла Весна пришла Весна пришла 4 22.03 – 26.03 Народная игрушка Народная игрушка Декоративно- прикладное искусство. Искусство родного края Декоративно- прикладное искусство. Искусство родного края Апрель 1 29.03 – 02.04. Я - человек Я - человек Я – человек Я – человек 2 05.04 – 09.04. Безопасность Безопасность Безопасность Безопасность 3 12.04 – 16.04. Птицы Птицы Космос Космос 4 19.04 – 23.04. Мир растений Мир растений Мир растений Мир растений 5 26.04 – 30.04 Насекомые День Победы День Победы День Победы Май 1 04.05 – 07.05. Профессии родителей Насекомые Насекомые Насекомые 2 11.05 – 14.05. Обитатели водоемов Обитатели водоемов Обитатели водоемов Обитатели водоемов 3 17.05 – 21.05. Мы друзья природы Мы друзья природы Мы друзья природы Мы друзья природы 4 24.05 – 31.05. Лето. Лето. Лето. Лето.
4 августа 2022 в 14:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.