МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»

Образовательная программа

e9a5b08eeb83e417a4a49d7c33e92437.jpg

 Содержание программы

1. Целевой раздел ………………………………………………………………………2

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………..………..2

1.1.1. Общие сведения о ДОУ………………………………………………………..2

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы …………………………………..4

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы ……………………5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы …………………..……7

1.2.1 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте ……………………8

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ……9

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе …………………………………………………………………...10

2. Содержательный раздел ………………………………………………….13

2.1. Общее положение…………………………………………………………..13

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка………………………………………………………………13

2.2.1. Образовательная область «Физическое развитие»………………………..13

2.2.2.  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ….23

2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие» …………………..46

2.2.4. Образовательная область «Речевое развитие» ……………………………53

2.2.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ……65

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми …………………………………………..87

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников …88

2.5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ ………………………94

2.6. Региональный компонент ……………………………………………………105

3. Организационный раздел ………………………………………………………121

3.1. Психологи-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ..122

3.2. Организация развивающей предметно-развивающей среды ……………..123

3.3. Кадровое условие реализации Программы ………………………………..127

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы ………………………129

3.5. Планирование образовательной деятельности ……………………………131

3.6. Режим дня и распорядок …………………………………………………….135

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания 

      Программы и обеспечивающих нормативно-правовых, финансовых, научно-

     методических, кадровых, информационных и материально-технических 

     ресурсов…………………………………………………………………………138

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов……….140

3.8. Перечень литературных источников ………………………………………..141








1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


1.1. Пояснительная записка.

Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20.05.2015), Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программа МБДОУ «Вёшенский детский сад № «Ручеёк» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); 

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).



1.1.1  Общие сведения о ДОУ

Полное  наименование  МБДОУ: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  « Вешенский детский сад №3 «Ручеек ».

Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБДОУ « Вешенский детский сад №3 «Ручеек ».

Тип – дошкольное образовательное учреждение. 

Вид – детский сад.

Место нахождения учреждения: 346270, ул. Никулина, д. 6, ст. Вёшенская, Шолоховский район, Ростовская область.

Почтовый адрес: 346270, ул. Никулина, д. 6, ст. Вёшенская,  Шолоховский район, Ростовская область.

Учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующему адресу: 346270, ст. Вёшенская, ул. Никулина, д. 6, Шолоховский район, Ростовская область.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных  нормативных  документов:

-  Устав ДОУ от 28.12.2015, утверждён приказом начальника Заведующего Отделом образования администрации Шолоховского района от 28.12.2015 № 336.

- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности  №4999 от 11.06.2015.



Режим работы ДОУ: пятидневка, 

2 группы – с 7.30 ч.  до 17.30 ч.;

2 группы – с 7.00 ч. до 19.00 ч.


Сведения о квалификации педагогических кадров


Качественные характеристики педагогических кадров представлены в Таблице 1.

Таблица 1

№ Критерии оценки качества Коли

чество %

1 МБДОУ укомплектован кадрами 10 100 

2 Образовательный ценз

Высшее образование

специальное (дошкольное)

другое педагогическое

другое

Среднее специальное

специальное (дошкольное)

специальное педагогическое

другое


1

4

1


1

3

0


10

40

10


10

30

0

3 Квалификация

высшая категория

первая категория

0

5

0

50

4 Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 5 лет) 9 90

5 Переподготовка 1 10


Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь воспитанники и их родители. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с детьми и их родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Выяснение потребностей детей и их родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента детей и родителей,  анкетирования родителей воспитанников посещающих  ДОУ и жителей микрорайона. Данные сведения  позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:

познавательно-речевое развитие детей (Приоритетное направление деятельности ДОУ)

подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления)

проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.



1.1.2 Цели и задачи реализации программы.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализует примерную основную общеобразовательную  программу  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой (2010г.).

 В своем развитии учреждение ориентируется на следующие приоритетные ценности:

  - охрана жизни, укрепление физического и психологического развития детей;

- обучение, воспитание и развитие  каждого воспитанника с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания в ДОУ максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

  - формирование самосознания дошкольников;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;

  - преемственность обучения;

  - психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

  - доверие и уважение друг к другу воспитанников, педагогов, родителей.

Достижение поставленных целей лежит в основе определения основных направлений и мероприятий по реализации программы развития, сориентированной на личность ребенка  и создание в детском саду условий для развития его способностей, на свободное сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов.

Цель реализации основной образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи реализации образовательной программы с опорой на  примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы»:

1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.

2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).

3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Основной целью деятельности Организации по Уставу МБДОУ является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Основные задачи Организации:

обеспечение права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по дошкольным образовательным программам; воспитание у воспитанников  гражданственности, патриотизма, целеустремленности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе; организация содержательного досуга детей;

создание безопасных условий пребывания воспитанников в Организации и при реализации образовательных программ.

      Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Донского края.

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.



1.1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

(с учётом принципов, сформированных на основе требований ФГОС ДО, принципов дошкольного образования, на основе программы «От рождения до школы»)

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель¬ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; 

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу¬чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

 Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

• сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

• формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;

• интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

• формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

• развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

• развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Условия реализации образовательной программы ДОУ

• управление реализацией программы;

• создание и обновление предметно-развивающей среды;

• постановка инновационной или экспериментальной работы;

• использование различных форм сотрудничества с семьей;

• преемственность в работе ДОУ и школы;

• взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

      В основе организации образовательного процесса определен развивающий  принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.



1.2 Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования ФГОС ДО являются ориентирами для:

а)  решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

• Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте.

• Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования.



1.2.1 Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


1.2.2  Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.





1.3 Развивающее оценивание качества образовательной

              деятельности по Программе

Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности,

осуществляемой Организацией по Программе, определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования и представляет собой важную составную часть образовательной деятельности МБДОУ, направленную на ее усовершенствование. Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой МБДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание качества созданных детским садом условий в процессе образовательной деятельности: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, информационно-методических, управление МБДОУ и т. д.

Оценка образовательной деятельности осуществляется на основе внутреннего мониторинга качества в МБДОУ. Результаты мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка не могут быть использованы для оценки качества реализации образовательной Программы. Однако динамика становления основных характеристик развития личности ребенка может выступать одним из показателей эффективности деятельности педагога по реализации Программы, уровнем владения необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями, характеристикой, отражающей качества анализа данных мониторинга и выработанных мероприятий по корректировке образовательного процесса и изменения психолого–педагогических условий.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной

деятельности МБДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и

включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой

эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной

деятельности;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

МБДОУ имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества

образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка

дошкольного возраста;

2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного

постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности

используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного

образования;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов МБДОУ в соответствии:

– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,

– разнообразием вариантов образовательной среды,

– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

5)представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне МБДОУ, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.

Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне МБДОУ обеспечивает участие всех участников образовательных отношений в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по

Программе;

• внутренняя оценка, самооценка МБДОУ;

• внешняя оценка МБДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы решает задачи:

• повышения качества реализации программы дошкольного образования;

• реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

• обеспечения объективной экспертизы деятельности МБДОУ в процессе оценки качества программы дошкольного образования;

• задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития МБДОУ;

• создания оснований преемственности между дошкольным и начальнымобщим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в МБДОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив МБДОУ.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации МБДОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности МБДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов МБДОУ.

Система оценки качества образования в МБДОУ:

– сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в МБДОУ в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным

образованием со стороны семьи ребенка;

– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы МБДОУ;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

– включает как оценку педагогами МБДОУ собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы

в МБДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.















II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.


2.1 Общее положение 

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного  воспитания «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.




2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка


Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: создание условий для физического развития детей по формированию у себя интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охраны здоровья основ культуры здоровья.

Задачи: 1. Развитие физических качеств 

   2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными  движениями)

              3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

              4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья  детей.

5. Воспитание культурно-гигиенических навыков

6. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Задачи 

Группа 

раннего 

возраста 

(1,5 – 3г.)

По формированию потребности в  двигательной активности и физическом совершенствовании:

• - воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице, 

- создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

• - осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);

• - учить сохранению правильной осанки в различных положениях;

• - воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности.

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям: 

• реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр 

• согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность: 

- развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;

- учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;

- учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);

- учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;

- развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

- способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

- оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;

• - осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• - совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом, 

• - способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;

• приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию, 

• - развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

• воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого 

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: 

• - развивать умения и навыки называть свое имя, 

• - выражать свои потребности и интересы в речи, 

• - воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения 

2 младшая 

группа 

(3 – 4г.)






По формированию потребности в  двигательной активности и физическом совершенствовании:

- воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице, 

- развитие потребности ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, развитие умений самостоятельно использовать физкультурный инвентарь и простейшее физкультурное оборудование. 

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:   

• - осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.),

• - учить сохранению правильной осанки в различных положениях,

• - воспитывать потребность в правильном выполнении движений, развивать умение оценивать их красоту и выразительность, получать удовольствие, радость от двигательной активности, 

• - помогать осваивать культуру использования спортивного оборудования, инвентаря, воспитывать аккуратность, бережливость.

По развитию физических качеств: 

- ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно,

- равновесия при выполнении разнообразных движений, - координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям: 

• - кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах, реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр,

• - согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность,

• - развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей, 

- развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности,

- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку,

- учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног,

- приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога,

- учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить),

- учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами,

развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями,

- способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения.

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• - совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом, 

• - формировать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого (Труд, Социализация),

- развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям,

- воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого. 

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: 

• - развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица,

• - выражать свои потребности и интересы в речи,

• - интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья),  человека (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека, 

• - обогащать представления о  процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования, 

• - поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я молодец и т.д.),

• - воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, 

- развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.

Средняя 

группа

(4 – 5 лет)






По формированию потребности в  двигательной активности и физическом совершенствовании:

• - поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной деятельности,  ее различных формах, активизировать творчество детей,

• - создавать условия для самостоятельной активности детей с использованием физкультурного оборудования и инвентаря в подвижных играх в группе и на улице.

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:   

• - совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать умения их самостоятельного применения и использования детьми, 

• - развивать умения согласовано ходить, бегать, соблюдая красоту, легкость и грацию движений, демонстрируя пластичность и выразительность, свои двигательные возможности, 

• - осваивать различные варианты ползанья и лазанья, прыжков, метания и бросания предметов вдаль, ловли, технику выполнения движений,

• - продолжать формировать правильную осанку,

• - обогащать опыт подвижных игр у детей, развивать детскую самостоятельность в них, инициативность.

По развитию физических качеств: ориентировки в пространстве, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и пр.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям: 

• расширять кругозор детей в области спортивных игр, обогащать представления об их разнообразии: 

• - учить катанию на двухколесном велосипеде, ходьбе на лыжах, построениям и перестроениям на месте и в движении,

• - развитие инициативности, активности, самостоятельности, произвольности во всех формах двигательной деятельности, умений сотрудничать и помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх,

- воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их 

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• - развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям,

• - самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помогать взрослому в организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы,

• - самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом,

• - самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям,

• - элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность. 

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• - развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья,

• - правилах здоровьесообразного поведения в обществе,

• - формировать умения элементарно описывать свое самочувствие,

• - привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания,

• - обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы,

• - способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей,

• - воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья,

• - развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения 

Подготовительная к школе группа 

(6 – 7 лет) По становлению мотивации к  двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

• - поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей,

• - воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием. 

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

• - побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки, в семье,

• - продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения,

• - способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений,

• - совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве, 

• - совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений,

• - продолжать учить  самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывании новых, непосредственной игре в них;     

По развитию физических качеств:

• - поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности; 

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

• - углублять интерес к спортивным играм и упражнениям,  занятиям в спортивных секциях и группах,

• - воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах,

• - продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса,

• - продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество,

- поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности. 

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• - развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела,

• - совершенствовать культуру приема пищи, 

• - развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. 

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: 

• - развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней,

• - о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе,  обществе; о полезных и вредных привычках,

• - о поведении заболевающего и болеющего человека,

• - о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми,

• - формировать и закреплять  навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы,

• - умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно,

• - правильно одеваться на прогулки и походы в лес,

• - различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце,

• - воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом,

• - продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его,

• - поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения. 



Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

       Цель: создать условия для социально-коммуникативного развития детей по освоению первоначальных представлений социального характера и включения себя в систему социальных отношений; по  формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);  приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;  формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, а также  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;  формирование положительного отношения к труду.

Задачи: 1. Развитие игровой деятельности. 

   2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

   3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

             4. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

             5. Развитие трудовой деятельности.

             6. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

  7. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи:

Группа 

раннего 

возраста

(1,5 – 3 г.)

По развитию игровой деятельности:

- формировать начальные навыки ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре, самостоятельно воспроизводить разнообразные игровые  действия с игрушками.

• По показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой:

- стимулировать появление игровых сюжетов и использование предметов-заместителей,

- побуждать к игре рядом и вместе друг с другом спокойно играть.

По приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, 

- воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым,

- побуждать желание пожалеть другого человека, если он обижен, огорчен, расстроен. 

      По формированию  гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к  мировому сообществу.

     По формированию представлений о членах своей семьи, о сверстниках и взрослых, об особенностях их внешнего вида. 

По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

- знакомить с помещениями группы детского сада, с правилами пользования предметами обихода во время бытовых и игровых процессов,

- продолжать учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (например, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще  смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы и т.д.)

По развитию  трудовой деятельности:

- формировать умение самостоятельно обслуживать себя, 

- учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, - привлекать к выполнению простейших трудовых действий,

- формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания,  умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности.

 По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

• - приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам

• поддерживать желание помогать взрослым в хозяйственно-бытовом труде.

По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

• - дать первоначальные представления о  хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, выделение его направленности на заботу о детях и близких им людях,

- воспитывать уважение к людям любой профессии, подчеркивать значимость результатов их труда.

2 младшая 

группа

(3-4г.)

По развитию игровой деятельности:

- стимулировать развитие интереса к совместным  играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на  предложение поиграть побуждать в играх и повседневной жизни,

- самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.),

- развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; 

- играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др.,

- выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки,

- в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.) 

По приобщению к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

- развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду,

- формировать умение общаться – откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении,

- выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать иг¬рушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.,

- привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками  и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку,

- сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.),

- формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах  положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков  из жизни, мультфильмов, литературы и др.,

- развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый»    - «злой» и др.),

- формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.).

По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:

- формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности  к членам своей семьи и группы детского сада,

- формировать положительную самооценку,

- формировать представления о  своей (и других людей) половой принадлежности и    элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.),

формировать представления о составе своей семьи  (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге,

- развивать интерес к жизни детского сада, 

- учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться  и прощаться с ними и детьми,

- стимулировать желание поддерживать порядок в группе,

- формировать бережное отношение к игрушкам, кни¬гам, личным вещам, растениям, животным,

- развивать ориентировку в по¬мещении и на участке детского сада,

- побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др.,

- формировать представления о названии станицы и страны, в которых живет, 

- побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.), 

- воспитывать чувство сопричастности к жизни дошколь¬ного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).

По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

• - формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.),

• - формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по  проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой),

• - формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы),

- формировать представление о мерах предосторожности в обращении с домашними животными. 

По формированию основ безопасности окружающего мира природы:

• - стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе, 

- учить (не запугивая при этом детей) быть осторожными при встрече с незнакомыми людьми, прививать  осмотрительность в незнакомых и сложных ситуациях, способствовать развитию осторожности и осмотрительности,

- дать представление о том, как вести себя дома в отсутствии взрослых, об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном поведении дома.

 По приобщению к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:

• - формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор), 

- учить безопасному поведению: не дотрагиваться до горячих предметов, аккуратно обращаться с острыми предметами, не сидеть на подоконнике раскрытого окна, не перевешиваться через перила балкона, не вставлять в розетки предметы, не разговаривать с незнакомыми взрослыми.

 По передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

- учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение сигналов светофора, понимать правила поведения пешеходов и пассажиров. 

Средняя 

группа 

(4 – 5 лет) По развитию игровой деятельности:

- побуждать включаться в совместные со взрослым  и сверстниками (с 3-4 детьми) игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов, 

- учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры  атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью воспроизводить в играх по указанию взрослого или самостоятельно некоторые образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов),  выполнять разнообразные роли  (мать, отец, ребенок, врач, больной, парикмахер и его клиенты и др.), взаимодействуя с другими действующими лицами),

- устанавливать положительные взаимоотношения в игре,  считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации,

- в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию. 

По приобщению к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

- развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости,

- развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.),

- учить  инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности,

- формировать умение выполнять некоторые просьбы и поручения взрослых (например, «Помоги Анне Васильевне накрыть на стол», «Полей вместе со мной цветы» и др.),

- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения  норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»),

- формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных  норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.),

- развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.),

- формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); умение приводить соответствующие   примеры  из жизни, мультфильмов, литературы и др.,

- развивать нравственно-ценный словарь: «жадность», «щедрость», «помощь», «помощник», «взаимопомощь» и др.,

- формировать умение в практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.) 

    По развитию трудовой деятельности:

• - обеспечить освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности;  замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых),

- обеспечить освоение  отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к  приему пищи  – расставить  хлебницы, в уборке групповой комнаты  -  расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место, в уборке участка – собрать мусор, подмести дорожки),

- формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого (по уходу за растениями – поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны,

- формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту (от места) выполнения трудовой деятельности), 

-

4 августа 2022 в 14:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.