МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
Рабочая программа музыкального руководителяМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек»
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» _______________________ /Беланова Л.Ф./ «___» ________________2021 г.
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» Протокол №______ от «__» _________2020г. Приказ № ___ от _________2020г.
Рабочая программа музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» на 2021/2022 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыкальная деятельность»
СОСТАВЛЕНА: Музыкальный руководитель: Бугаев С.Н. Иванникова О.А
2021 г. Структура рабочей программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1. Актуальность. 1.2. Обоснование разработки программы. 1.3. Цель и задачи рабочей программы. 1.4. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса. 1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (возрастные особенности детей 1,5-8 лет) 1.6. Содержание образования.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2.1. Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» 2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыкальная деятельность» 2.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности 2.4. Первая младшая группа 2.5. Вторая младшая группа 2.6. Средняя группа 2.7. Старше-подготовительная к школе группа 2.8. Отслеживание развития музыкальности на основе целевого ориентира Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
1.2. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет. Основная образовательная программа МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: · Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - · «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13) · Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 · Устав МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» ст. Вешенская · Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек»
1.3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цель реализации программы: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: · Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; · Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); · Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); · Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; · Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; · Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; · Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. · Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; · Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: А) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; Б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; В) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; Оценку качества образования; Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); Оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: · Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; · Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) И умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; · Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; · Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; · Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; · Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; · У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: · Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; · Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; · Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; · У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; · Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; · Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.5. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1,5-8 ЛЕТ)
Ранний возраст (с 2 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
младшая группа (от 3 до 4 лет) В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Образовательный процесс по реализации образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Направление «Музыкальная деятельность» строится на основе рабочей программы, которая разработана с учетом следующих положений: -весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики; -постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей; -осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе. Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям: -единства содержания и музыкальной формы; -соответствия всем видам детской музыкальной деятельности; -доступности восприятия и исполнения детьми. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста. НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, пальчиковая гимнастика, пляски, игры. Материал программы распределяется по видам деятельности: слушание, пение, пальчиковая гимнастика, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения и соответствует четырем возрастным группам: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Цель:
Основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности
Примерная интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» с другими образовательными областями.
Формы взаимодействия детей и взрослых
Расписание непосредственной образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» в 2021 - 2022 учебном году Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыкальная деятельность»
План работы музыкального руководителя по взаимодействию с детьми, педагогическим коллективом и родителями на 2021-2022 учебный год
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественно – эстетическое развитие» Направление «Музыкальная деятельность» С УЧЕТОМ ФГОС ДО
Содержание образовательной области „Художественно – эстетического развития» направление «Музыкальная деятельность» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: · Развитие музыкально художественной деятельности; · Приобщение к музыкальному искусству.
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
Раздел «ПЕНИЕ»
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Раздел «ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. импровизация на детских музыкальных инструментах)
2.4. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Возрастные особенности детей На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Дети начинают ориентироваться в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым.
Речь. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Мышление. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головы, ноги» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Игры. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Ребенок осознает свое я Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.
Основные задачи по реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие» Направление «Музыкальная деятельность». Раздел 1. Слушание. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать о чем (о ком)поется, эмоционально реагировать на содержание. Раздел 2. Пение. Вызывать активность детей при подпевании в пении Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем) Постепенно приучать к сольному пению Раздел 3. Музыкально – ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты) Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать её с окончанием.
Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» НАПРАВЛЕНИЕ « Музыкальная деятельность ». К концу года ребенок: · Узнает знакомые мелодии · Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы · Двигается в соответствии с характером музыки · Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. · Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Перспективное планирование
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь
Декабрь-Январь-Февраль
Март-Апрель-Май
19 ноября 2021 в 22:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.