Содержание программы
№ п/п |
Содержание |
Страницы |
1 |
Пояснительная записка |
2 |
2 |
Общие положения |
5 |
3 |
Организация занятий кружка |
8 |
4 |
План работы |
10 |
5 |
Используемая литература |
67 |
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие», авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Нормативно - правовые основы разработки программы:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26);
· Устав МБДОУ «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек».
2. Общие положения
Программа разработана на два учебных года: с детьми 4-5 лет, 5-7 лет в рамках календарно-тематического плана.
Рабочая программа составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Новизна. Основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка:
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- создавать условия для освоения цветовой палитры;
- создавать условия для коммуникативной деятельности детей;
- развивать связную речь;
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Также используются потешки, загадки, поэтические произведения. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развиваются коммуникативная функция речи, связная речь.
Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ведётся работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из овощей;
тычок жесткой кистью;
оттиск печатками из ластика;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошек;
рисование нитками;
тычкование;
кляксография;
монотипия;
набрызг;
граттаж;
печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, возникает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
3. Организация занятий кружка
Кружок посещают дети первый год обучения – 4-5 лет, второй год обучения – 5-6 лет, третий год – 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей 5-7 лет - 25 минут.
Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки;
фломастеры;
свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
кисти;
подставки под кисти;
палитры;
клеёнки.
Приемы и методы используемые на занятиях:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация; словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Правила проведения занятий:
Использование приема транслирования информации,
отбор тематического содержания,
главный герой рисования – ребенок,
взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
обеспечение главных условий общения,
стимуляция и поддержание речевой инициативы,
использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Показатели прохождения программы:
Узнают много об окружающем мире, так как занятия проходят по определенной теме.
Используют в одной работе разные изобразительные материалы.
Рисуют различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы.
Развиваются навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Уважительно относятся к работам товарищей, при этом объективно оценивают свою работу.
Преемственность:
сформировать умения и навыки,
развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (февраль, август) с помощью мониторинга (Приложение 2) для отслеживания уровня освоения детьми программного материала в рамках занятий запланированных программой.
4. Перспективный план работы на учебный год
для детей 4-5 лет
п/п |
Тема |
Программное содержание |
Кол-во занятий |
Всего часов (мин.) |
1 |
Летний луг |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. |
1 |
20 |
2 |
Украсим вазу для цветов |
Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. |
1 |
20 |
3 |
Бабочки, которых я видел летом |
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. |
1 |
20 |
4 |
По замыслу |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему |
1 |
20 |
5 |
Лесные колючки |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями |
1 |
20 |
6 |
Осенние листья |
Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. |
1 |
20 |
7 |
Осенний пейзаж |
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. |
1 |
20 |
8 |
Я шагаю по ковру из осенних листьев |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
1 |
20 |
9 |
Я люблю пушистое, я люблю колючее |
Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
1 |
20 |
10 |
Первый снег |
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
1 |
20 |
11 |
По замыслу |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему |
1 |
20 |
12 |
Снегопад |
Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции |
1 |
20 |
13 |
Волшебные
Снежинки |
Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение |
|
|
14 |
Зимняя ночь
(2 занятия) |
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.
Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. |
1
1 |
20
20 |
15 |
Ёлочка нарядная |
Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. |
1 |
20 |
16 |
Зимний лес |
Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. |
1 |
20 |
17 |
Лесной сторож(филин) |
Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. |
1 |
20 |
18 |
Пингвины на льдинах |
Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. |
1 |
20 |
19 |
По замыслу |
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
1 |
20 |
20 |
Лодочка |
Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. |
1 |
20 |
21 |
Семеновские матрешки
(2 занятия) |
Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. |
1
1 |
20
20 |
22 |
Открытка для мамы(мамины любимые цветы) |
Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. |
1 |
20 |
23 |
Моя мама |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции. |
1 |
20 |
24 |
Рамка для фотографии |
Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. |
1 |
20 |
25 |
По замыслу |
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему |
1 |
20 |
26 |
Фантастическая планета |
Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. |
1 |
20 |
27 |
Звездное небо |
Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник |
1 |
20 |
28 |
Старинная картина |
Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. |
1 |
20 |
29 |
Расцвели цветы |
Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем. |
1 |
20 |
30 |
Краски моря |
Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. |
1 |
20 |
31 |
Как я люблю
одуванчики |
Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа |
1 |
20 |
32 |
По замыслу |
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
1 |
20 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
№ |
Тема занятия |
Техника рисования |
Цели и задачи |
Программное содержание |
Оборудование |
ОКТЯБРЬ |
1 |
«Лесные колючки» |
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. |
1.Загадка про ежика
2. Воспитатель подсказывает, как создать образ ежа с помощью мятой бумаги
3. Самостоятельный выбор детей фоновой бумаги
4.Физминутка
5.Выполнение работы
6.Выставка работ, подведение итогов
… |
Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
|
2 |
«Осенние листья» |
Тиснение |
Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. |
1.Музыкальное сопровождение начала занятия( Вивальди.Времена года)
2.Рассказ о листопаде
3.Игра «Собери листья»
4.Показ, как работать с шаблонами
5.Физминутка
6.Выполнение работы
7.Обсуждение выполненной работы |
Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.сразл.фактур.,гуашь. |
|
3 |
«Осенний пейзаж» |
Тычкование |
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. |
1.Демонстрация иллюстраций с осенними пейзажами различных художников
2.Игра «Краски осени»
3.Физминутка
4.Напомнить детям о приеме тычкование
5.Краткое описание композиции осеннего пейзажа
6.Выполнение работы /
7.Обсуждение выполненных работ |
Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред.занятии. |
|
4 |
«Я шагаю по ковру из осенних листьев» |
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
1.игровая ситуация «В гостях у осени»
2.Загадки про осень
3.Знакомство с техникой «набрызг»
4.Игра «Я знаю осени цвета»
5.Физминутка
6.Выполнение работы
7.Оформление выставки |
Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты. |
НОЯБРЬ |
1 |
«Я люблю пушистое, я люблю колючее» |
Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
1.Рассматривание иллюстраций с ежами и цыплятами
2.Сенсорное упражнение «Что я чувствую»
3.Показ использования жесткой кисти для приема «тычкование»
4.Физминутка
5.Выполнение работы
6.Рассматривание и обсуждение выполненных работ. |
Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. |
|
2 |
«Первый снег» |
Монотипия. Рисование пальчиками |
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
1.Игровое упражнение «Мокрый снег»
2.Беседа о составлении композиции.3.Рассматривание дерева с листьями и без
3.Показ приема рисования пальчиками
4.Физминутка
5.Выполнение работ
6.Оформление выставки |
Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации. |
|
3 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. |
1.Спросить детей, что они рисовали, что им понравилось
2.Вспомнить техники и приемы, которые были использованы в предыдущих работах.
3.Физминутка
4.Выполнение работ
5.Создание выставки |
Всё имеющееся в наличии. |
|
4 |
«Снегопад» |
Тычкование |
Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. |
1.Загадка про снег
2.Показ приема смешивания красок
3.Рассматривание иллюстраций со снегопадом
3.Игра «Расскажи, какого цвета»
4.Показ приема тычкование
5.Физминутка
6.Выполнение работ
7.Обсуждение выполненных работ |
Лист бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
ДЕКАБРЬ |
1 |
«Волшебныеснежинки» |
Тычкование |
Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции |
1.Игровая ситуация «Снежная Королева»
2.Игра « Теплое –холодное»
3. Показ воспитателем приема тычкование4. Выполнение работ
4.Физминутка
5.Игра « Северные гости»
6.Оформление выставки |
Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2 |
«Зимняя ночь»,
I занятие |
Чёрно – белый граттаж |
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. |
1.Рассматривание иллюстраций зимнего ночного пейзажа
2.Загадка про ночь
3.Беседа о выборе материалов для рисунка
4.Показ воспитателем техники натирания свечой альбомного листа
5.Физминутка
6.Игра «День-Ночь» |
Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть |
3 |
«Зимняя ночь»,
II занятие |
Чёрно-белый граттаж |
Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. |
1.Игровая ситуация «В гости к северному оленю»
2.Показ воспитателем способов изображения при помощи процарапывания листа заостренной палочкой
3.Физминутка
4.Выполнение работ
5.Оформление выставки |
Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации. |
4 |
«Ёлочка нарядная» |
Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки |
Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. |
1.Прослушивание песни « К нам елочка пришла зимой»
2.Создание игровой ситуации «Новогодние игрушки»
3.Рассматривание новогодних игрушек
4.Показ техники обрывание
5.Физминутка
6.Выполнение работ
7.Обсуждение работ, оформление выставки. |
Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. |
ЯНВАРЬ |
1 |
«Зимний лес» |
Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью |
Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. |
1. Рассматривание репродукций художников на тему «Зимний лес»
2. 2.Слушание музыкального произведения «Времена года» Вивальди
3. 3.Показ приема обрывания и тычка полусухой кистью
4.Физминутка
5.Выполнение работ
4. 6.Рассматривание выполненных работ оформление выставки |
Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки. |
2 |
«Лесной сторож» (филин) |
Тычок мятой бумагой, ватные палочки |
Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. |
1. Загадка про филина
2.Игровая ситуация « Я в дремучем лесу»
3.Показ эскизов леса и филина в разных техниках
4.Физминутка
5.Выполнение работ
6.Оформление выставки |
Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
3 |
«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) |
Печать поролоном |
Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. |
1.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север..»
2.Предложение выбрать подходящие иллюстрации из предложенных
3.Игра «Теплое-холодное»
4.Показ приема смешивания гуаши для получения необходимого оттенка
5.Физминутка
6.Выполнение закрашивания фона |
Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны. |
4 |
«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) |
Печать поролоном |
Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
1.Игровая ситуация « К нам на льдине приплыли пингвины»
2.Обсуждение и показ рисования пингвинов техникой печати поролоном
3.физминутка
4.выполнение работ
5.обсуждение и оформление выставки |
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации |
ФЕВРАЛЬ |
1 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
1.Игровая ситуация «Подарок для мишки»
2.Рассматривание предыдущих работ
3.Обсуждение техник, в которых были выполнены работы
4.Физминутка
5.Беседа « Что бы я нарисовал»
6.Физминутка
7.Выполнение работ
8.Оформление выставки |
Всё имеющееся в наличии. |
2 |
«Лодочка» |
Рисование акварельными мелками по сырому фону |
Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. |
1.Рассматривание репродукций морских пейзажей
2.Показ техники рисования по сырому акварельными мелками
3.Игра « В лодочке»
4.Физминутка
5.Выполнение работ
6.Оформление выставки |
Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. |
3 |
«Семёнов-ские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие |
Рисование акварельными мелками по сырому фону |
Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины |
1.Игра «Матрешки»
2.Показ семеновской матрешки
3.Рассматривание узоров, обсуждение
4.Показ отдельных узоров
5.Физминутка
6.Выполнение работ |
Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель. |
4 |
«Семёно-вские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. |
1.Игра «Разложи узор»
2.Игровая ситуация «Подарок матрешкам»
3.Показ рисования узоров
4.Физминутка
5.Выполнение работ
6.Игровая ситуация «Матрешка говорит спасибо» |
Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь. |
МАРТ |
1 |
«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» |
Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками |
Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. |
1.Слушание песни про маму
2.Игровая ситуация
«Мамы разные нужны»
3.Показ и обсуждение новой техники рисования опилками
4.Физминутка
5.Выполение работ
6.Беседа «Вот какие мамы» |
Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки. |
2 |
«Моя мама» |
Рисуем жидким тестом, пальчиками |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции. |
1.Чтение стихов про маму
2.Рассматривание репродукций портретов
3.Игра «Какой формы»
4.Игра «Подбери глаза»
5.Обсуждение материала для работы
6.Физминутка
7.Выполнение работ
8.Обсуждение и оформление выставки |
Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста. |
3 |
«Рамка для фотографии» |
Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви |
Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество |
1. Рассматривание вариантов узора
2. Игровая ситуация «Что можно подарить»
3.Показ правильного выполнения работы с помощью клея
4.Физминутка
5.Выбор материалов для работы
6.Выполнение работ
7.Рассматривание выполненных работ, обсуждение |
Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка. |
4 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. |
1.Беседа «Что бы я нарисовал»
2.Напоминание тех рисунков, которые были выполнены ранее
3.Физминутка
4.Выполнение работ
5.Оформление выставки |
Всё имеющееся в наличии. |
АПРЕЛЬ |
1 |
«Фантас-тическая планета» |
Пастельные мелки, рисование ватными палочками |
Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. |
1. Прослушивание музыкального произведения « Как звучат планеты»
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Планеты»
3. Показ техники рисования ватными палочками
4.Обсуждение и показ композиций
4. Физминутка
5. Выполнение работ
6. Оформление выставки, обсуждение получившегося |
Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки. |
2 |
«Звёздное небо» |
Набрызг, печать поролоном по трафарету |
Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
1. Загадки о космосе
2. Игра «Какой цвет?»
3. Показ техники набрызг и печать по трафарету
4. Физминутка
5. Выполнение работ
6. Оформление выставки |
Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации. |
3 |
«Старин-ная картина» |
Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками |
Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. |
1.Рассматривание иллюстраций со старинными картинами
2.Беседа « В чем отличие?»
3.Показ техники работы с воском и краской
4.Физминутка
5.Выполнение работ
6..Оформление выставки |
Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости) |
4 |
«Расцвели цветы» |
Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером |
Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем. |
1. Чтение стихотворения о цветах
2.Рассматривание иллюстраций и эскизов цветов
3.Беседа «Мои впечатления»
4.Игра «Подбери цвет»
5.Предложить нарисовать цветы, самостоятельно выбирая материал и композицию
6.Физминутка
7.Просмотр детских рисунков |
Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3 |
МАЙ |
1 |
«Краски моря», I занятие |
Изготовление силуэтов из папиросной бумаги |
Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца. |
1. Слушание музыкального произведения «Шум моря»
2. Рассматривание репродукций на морскую тематику
3. Показ техники работы с папиросной бумагой
4. Физминутка
5. Выполнение работ |
Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря. |
2 |
«Краски моря», II занятие |
Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером |
Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. |
1. Игра «Краски моря»
2. Показ техники обведения контуров черным фламастером
3. Выполнение работ
4. Обсуждение результатов деятельности и оформление выставки |
Чёрный картон, фломастер |
3 |
«Как я люблю одуванчики» |
Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование |
Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. |
1. Загадка про одуванчики
2. Беседа «Как выглядят одуванчики»
3. Рассмотретьбукет, обращая внимание на форму листьев,цветов
4. Физминутка
5. Выполнение работ
6. Оформление выставки |
Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей. |
Показатели уровня художественного развития
детей 4-5 лет
Важнейшим показателем уровня художественно- эстетического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу.
Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей – задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей
В этом возрасте ребенок использует достаточное количество изобразительного материала- краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы (ватные палочки, листья, трубочки для коктейля и т.д.)
При достаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.
Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции , полученные при этом процессе также являются важной составляющей развития художественного вкуса.
Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности. Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.
Система мониторинга:
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
· игра, которая является основным видом деятельности детей;
· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
· музыкальное сопровождение.
· и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка «Наше творчество» оцениваются по следующим критериям:
Формообразующие движения
Вертикальные
Горизонтальные
Короткие
Пересекающиеся
Волнистые
Круг
Овал
Треугольник
Квадрат
3 балла – наличие всех линий и форм
2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные
1 балл – нет в рисунке данных линий и форм
Части предметов
3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы
(например: машина, зайчик, дом)
2 балла – предметы из 2-х частей разной формы
1 балл – предметы из частей одинаковой формы
Сюжет
3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой
2 балла - 2 предмета
1 балл – 1 предмет
Использование цвета
3 балла – 3 цвета
2 балла – 2 цвета
1 балл - 1 цвет
Соответствие реальному цвету
3 балла – предметы соответствуют реальному цвету
2 балла – есть некоторые несоответствия
1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным
Соотношение по величине, пропорции
3 балла – соблюдение пропорций
2 балла – некоторое несоответствие
1 балл - отсутствие пропорций
Композиция
3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе
2 балла – расположение выше узкой полосы
1 балл - хаотичное расположение
Творчество
3 балла – составляет рассказ о нарисованном
2 балла – перечисляет нарисованные предметы
1 балл - не идёт на контакт
Контур
3 балла – умение рисовать набросок
2 балла – сильный нажим в некоторых местах
1 балл – неумение рисовать набросок
Строение предметов, присутствие частей
3 балла - присутствуют все части, расположены верно
2 балла – есть незначительные искажения
1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает
Динамика
3 балла – присутствует, передано достоверно
2 балла – есть недостатки в передаче движения
1 балл – изображение статично
Итоговая карта динамики художественного развития детей
4-5 лет
№ |
Ф. И. ребенка |
Формообразующие движения |
Части предметов |
Сюжет |
Использование цвета |
Соответствие реальному цвету |
Соотношение по величине, пропорции |
Композиция |
Творчество |
Контур |
Динамика |
Всего баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни художественно-творческого развития
детей 4-5 лет
Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика.
Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки визображении движений.
Низкий уровень(10-15) – отсутствие формообразующих линий, изображает предметы , состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок, части предметов изображает неверно, изображение статично.
Перспективный план работы на учебный год
для детей 5-6 лет
Месяц (неделя) |
Тема |
Программное содержание |
Вид работы |
Сентябрь
(1 неделя) |
«Бабочки». |
Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. |
Закрепление ранее освоенной техники монотипия (предметная). |
Сентябрь
(2 неделя) |
«Осенний букет» |
Развивать умение творчески применять способ изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей, |
Совершенствование умения использовать в рисовании ранее освоенную технику кляксография. |
Сентябрь
(3 неделя) |
«Воздушные шары» |
Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета.
Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. |
Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных. |
Сентябрь
(4 неделя) |
«Компоты и варенье» |
Закрепить вид изобразительной техники – печатание фруктами. Упражнять в печатании.
Развивать чувство композиции, световосприятие,
память, наблюдательность.
Обобщить знания о фруктах и ягодах. |
Закрепление техники печатание фруктами (оттиск). |
Октябрь
(1 неделя) |
«Волшебный лес» |
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Продолжить освоение вида изобразительной техники - «печать растений».
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувство композиции, цветовосприятие. |
Совершенствование
техники печатания растениями. |
Октябрь (2 неделя) |
«Пёстрый котёнок» |
Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. |
Совершенствование
техники пуантилизм. |
Октябрь
(3 неделя) |
«Красная смородина» |
Развивать чувство композиции и ритма.
Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.)
Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.
Воспитыва |