МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
Дети группы риска и работа с ними в условиях дошкольного учрежденияДети группы риска и работа с ними в условиях дошкольного учреждения Неполная семья - это не только семья разведнных родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец). Психологи отмечают: для ребнка раннего и дошкольного возраста отец – это объект любви, восхищения, идентификации; человек, который является защитником и утешителем. Исследования врачей показали, что из четырх компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем – физическое и психическое. Отмечено, что у детей из неполных семей частота нарушения компонентов здоровья выше, чем у их сверстников, проживающих в полных семьях. Для них характерны пассивность, эмоциональная нестабильность, не стремление к положительной оценке своих действий, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Такие же трудности подстерегают родителей и ребнка в семьях, переживших развод. И, поскольку быстродействующих лекарств для решения этих проблем не существует, взрослые сами ищут пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Один из таких путей они видят в заключении повторного брака. Чтобы избежать различных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны воспитывать своих детей и детей своего супруга никем из них не пренебрегая и никого не обманывая. Если оба разведнных родителя и оба примных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать вс таким образом, чтобы дети выиграли, а не проиграли. Самооценка, общение, правила в семье и семейная система – главные средства достижения семейного счастья. Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребнка к членам семьи: 1. Этого человека я люблю. 2. Этого человека я не люблю. 3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю). 4. С этим человеком я люблю играть, читать. 5. Иногда я боюсь этого человека. 6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты. 7. На этого человека я часто сержусь. 8. Мне нравится помогать этому человеку дома. 9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью. Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребнку (на основе детских представлений). 1.Этот человек меня любит (не любит). 2.Этот человек всегда веслый. 3. Этот человек на меня всегда злится и сердится. 4. Этот человек меня всегда жалеет. 5. Этот человек часто наказывает меня и ругает. 6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет). 7. Этот человек самый добрый, хороший. 8. Этот человек мне всегда вс запрещает. Далее обработка результатов: «Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей. Одна из методик – технология активного слушания ребнка взрослым. Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания. 1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на дном уровне); 2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме; 3. Держите паузу между репликами – это позволит ребнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нм происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа». 4. Отвечая на переживания ребнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов: • Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребнка; • Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»; • Высказывая наболевшее, ребнок сам продвигается в решении своей проблемы. И другие методические примы. Кризисные ситуации в жизни ребнка. В группу риска относятся и дети, пережившие стресс. Стресс может быть нескольких видов: эмоциональный (психологический), информационный и травматический. Информационный – когда человек пытается воспринять больший объм информации, чем это может сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и , как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. Эмоциональный (психологический) стресс — часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т. д. Травматический – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности перегружены и начинается разрушение защиты. Возникновению переживания у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы: • Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и, как правило угрожают благополучию или жизни в целом. Для маленького ребнка любое неожиданное изменение ситуации( нападение собаки, удар грома) может стать психотравмирующим фактором; • Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т. д.); • Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жсткие отношения со стороны кого-либо из родителей, неприятие со стороны воспитателя и др.) • Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т.е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого. Что с этим делать в условиях детского учреждения? Во-первых, необходимо диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство. И как пример, методика О.А.Ореховой «Цветовая диагностика эмоций». (Подробно в книге Ореховой О.А. «Цветовая диагностика эмоций ребнка»).В ней детям 6-7лет предлагают три задания: *Раскрасить дорожку из шести клеточек. (Выберите карандаш, который вам больше всего нравится и раскрасьте первую клеточку, отложите его в сторону, он нам больше не понадобиться, возьмите из оставшихся карандашей тот, который вам больше нравиться и т.д.) *Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых живут счастье, горе, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. (Все слова нужно произносить чтко с эмоциональной окрашенностью). Если дети не знают значение какого-то слова, необходимо объяснить его. Здесь использованные карандаши не откладываем в сторону, так как домиков больше, чем карандашей. *Раскрасить улицу из 10 домиков, в которых мы делаем что-то разное, например: первый- наш детский сад, второй- здесь мы рисуем, третий- здесь танцуем, четвртый-музей, пятый- здесь пом, шестой- считаем, седьмой –читаем, восьмой- играем, девятый- наблюдаем за природой В 10-й домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет. Как это оценивается: Характер раскрашивания — тплые тона- внутренний подъм, активность, необходимо выплеснуть энергию.; холодные тона- склонен к созерцанию, размышлению, психическое состояние стабильно. Если линии плавные, округлые — ребнок ищет «золотую середину», с такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, он может замкнуться. Если, закрашивая выходит за контуры — стремится к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, нужно «внести» сказку в обычные дела. Не выходит за пределы рисунка – излишне насторожен, замкнут, не уверен в себе. Может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным. Выбор цвета — Присутствие коричневого и чрного в начале цветового ряда может означать негативное отношение к жизни. (Настораживает, если начинает с коричневого или чрного, а заканчивает основными цветами. Сфера социальных эмоций — Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, способность отличить добро и зло. Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности. При обнаружении травматического стресса проводится коррекционная работа. 1 стадия- начало работы с травмой: фокусирование внимания на произошедшем, рисование на тему, сочинение рассказа о событии или его описание; 2 стадия- Продолжение работы с травмой: оживление переживания, обсуждение произошедшего с ребнком; описание- воспроизведение травматического события и его особых деталей; фокусирование внимания на текущих и будущих проблемах. 3 стадия- завершение обсуждения: принятие и поддержка чувств ребнка, прогнозирование других вариантов ситуации и поведения в них; повышение самооценки. Восстановление нарушенных отношений ребнка с миром невозможно без ощущения им своей целостности, органичности, понимания особенностей своего тела, умения осознанно управлять им. Телесный контакт между ребнком и взрослым ( в начале терапии), возможность этого контакта с другими детьми ( в процессе групповых занятий) является основой для установления доверительных, поддерживающих отношений. Учитывая, как болезненно реагируют дети, перенсшие травмирующие переживания, на любые прикосновения, следует начинать издалека, используя опосредованные прикосновения (например, взяться за руки через колечко), постепенно приближаясь к социально привычным формам контакта (обнять за плечи, погладить по голове), обучая примам релаксации, глубокого вдыхания, выразительного движения под музыку и другие примы, используемые в повседневной жизни детского сада. Ребнок в алкогольной семье. Употребление спиртных напитков не только мужчинами, но и женщинами приводит к рождению детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии (задержка роста, характерная лицевая аномалия, мозговая дисфункция и др.) В современной России появился и так называемый пивной алкоголизм. При этом употребление слабоалкогольных напитков, популярных в молоджной среде, приводит к заболеванию алкоголизмом точно так же, как и при употреблении крепких спиртных напитков. По данным социологов в результате агрессивной рекламы пик массового употребления пива в России сместился с возрастной группы16-18 лет на 13-15 лет, что сильно влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения и их будущую способность к полноценному деторождению. Исследования показали, даже если ребнок из алкогольной семьи не имеет явно выраженных соматических нарушений, у него наблюдается отставание в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной поведенческой сферах. Так, игры детей 2-4 лет однообразны и примитивны. Из игрушек он предпочитают шумящие, свистящие, гремящие. Во время игры у них часто меняется настроение: оживление переходит в крик и плач. Дети не проявляют никакого интерес к книгам, они не могут сфокусировать сво внимание даже на ярких картинках и отвлекаются на любые раздражители. Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребнка в возрасте от1 до 4 лет. У детей алкоголиков в большинстве случаев наблюдается задержка в развитии речи. У детей в алкогольной семье формируется тврдое убеждение: если сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится. Формируется ещ один стереотип поведения, который дети заимствуют от своих родителей – отказ от активных действий при решении жизненно важных проблем. Безуспешные попытки изменить что – либо в семье приводят ребнка к чувству беспомощности и убежднности, что не стоит что — либо менять: вс равно ничего не получится. Постепенно дети привыкают к пассивному поведению, а их самооценка снижается. Один из факторов, который определяет попадание ребнка в группу риска, — высокая вероятность различных видов насилия в алкогольной семье. Сексуальное насилие над ребнком или присутствие ребнка при насилии, которое совершается над его близкими людьми, вызывает у него сильнейший посттравматический стресс. Что же с этим можно сделать в условиях дошкольного образовательного учреждения? Психологам можно предложить провести с дошкольниками диагностическое интервью, состоящее из трх этапов. 1.Начало интервью. Задача этого этапа – дать возможность ребнку сначала выразить травму через игру, фантазии, проективный рисунок или сочинение истории.( Эффективны – игры с куклами для детей 2-7 лет, рисование – от 5 лет, рассказывание историй – старший дошкольный возраст, дети, имеющие достаточный словарный запас). Дать ребнку понять – он не одинок в свом горе, другие дети тоже пережили эту травму и ему обязательно помогут. Дети, пережившие сексуальное насилие определнным образом играют в куклы – проигрывают те ситуации, которые происходили с ними в реальности. Рисунки – детали рисунка –грудь у девочки, ярко выделенная молния на брюках мужчины, закрашенная нижняя часть человека, большие руки или отсутствие их. При анализе рассказов – обратить внимание на выражение мыслей и чувств ребнка. О сексуальном насилии можно говорить лишь тогда, если эта тема часто присутствует в детских рассказах. 2. Работа с травмой. Задача этого этапа – терапевтическое исследование пережитых событий, проводится только в том случае, если ребнок перестат отрицать случившееся и у него появляется надежда справиться со своими чувствами. Поговорить с ребнком. Вопросы: - где произошло насилие; - когда и как часто это происходит; - где в это время были остальные члены семьи; - что делал и говорил насильник; - во что он был одет. И т.п. Если у ребнка зафиксировался в памяти образ насильника, целесообразно предложить нарисовать его по памяти, затем рисунок порвать и сжечь. Цель – научить адекватно реагировать на возможные аналогичные ситуации. Ребнок должен знать: при опасности он имеет право делать вс, что может, — убегать, громко кричать, звать на помощь, кусаться, брыкаться или, глядя в глаза обидчику, громко сказать ему «нет». Отдельно следует проводить работу со снами ребнка, так как кошмары довольно часто мучают детей, переживших сексуальное насилие. (Рассказать сон, нарисовать его, вылепить приснившихся персонажей, придумать счастливый конец). 3. Завершение интервью. Важно научить обращаться за помощью к взрослым, подробно рассказывать о своих тревогах, чувствах. Завершая интервью, похвалите ребнка за смелость в общении с психологом. Сложившиеся отношения дадут ему возможность обратиться за помощью при решении других психологических проблем. Коррекция после диагностики. Чтобы помочь таким детям необходимо сформировать у них определнные психологические качества, которые не были сформированы в семье: наджную привязанность к матери, самостоятельность, навыки адекватной самооценки и самопринятия, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действий. Подходы к решению обозначенных задач. 1. Необходимо наладить контакт с родителем, который не принимает алкоголь (чаще всего это мать). Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа (психологическая защита). Следует объяснить матери, какие последствия возможны из-за е поведения и поему е ребнок часто болеет, агрессивно ведт себя, бурно проявляет или скрывает свои эмоции. 2. Необходимо попытаться сгладить чувство вины матери, сфокусировать е внимание на возможном позитивном решении ситуации и переключиться с проблем мужа на свои собственные и проблемы ребнка. 3. Внушить матери, что она способна помочь ребнку и результат обязательно будет положительным. ******************************************* Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребнком. 1. Часто брать ребнка на руки и прижимать его к себе. 2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза. 3. Чаще улыбаться ребнку. 4. Петь колыбельные песни. 5. Поглаживать ребнка (делать массаж). 6. Говорить ему почаще, какой он хороший (найти что-то положительное). Дети быстро усваивают как отрицательные так и положительные высказывания, а в неблагополучной семье дети чаще слышат в свой адрес негативные характеристики. В результат формируется стойкое сознание « Я – плохой». Люди с низкой самооценкой избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, нетрудно ввести в заблуждение, характерно заискивающее поведение, по жизни чаще занимают оборонительную позицию, легко разочаровываются, обвиняют других в своих ошибках. ******************************************** 4. Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса. («Брвнышко» — перекатывание лежа с бока на бок; «Лодочка» — поднимание лжа на спине прямых рук и ног и др.). 5.Использовать дыхательные упражнения для снятия напряжения и релаксации ( научить детей самостоятельно выполнять их, когда они чего-то бояться или встревожены.(Пример: «Дыхание по квадрату» На счт 1-3 вдох, 1-3 – пауза, 1-3 – выдох, 1-3 – пауза. И так несколько раз.). 6. При тяжлых эмоциональных расстройствах использовать упражнения на равновесие ( т.к. дети, перенсшие тяжлую моральную травму не в состоянии удерживать равновесие).( Примеры: «Птица»-ходьба на кончиках пальцев, вытянув руки назад, «Лягушка»-сидя на корточках, руки на голове, подпрыгивать и квакать. И др.). 7. Для активизации умственной деятельности использовать упражнения, направленные на повышение уровня активации коры больших полушарий мозга. (Пример: Быстро растереть ладони, размять кисти; поглаживать лицо ( на выдохе ото лба до подбородка, на вдохе — со лба на темя и затылок, с затылка на шею. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцем, разминать е по краю снизу вверх и обратно, потянуть ушные раковины вверх, в стороны, вниз. Хлопнуть несколько раз в ладоши, чтоб растопыренные пальцы обеих рук не соприкасались Затем хлопки кулаками. И другое). 8. Воспитание навыков доброжелательного отношения в группе со сверстниками. Особенности социализации детей — сирот. Вплоть до подросткового возраста общение детей – сирот обусловлено наставлениями и правилами, исходящим от ограниченного круга взрослых. В результате у детей не развиваются адекватные формы общения, отсутствуют навыки решения проблемных ситуаций, ограничен личный опыт взаимодействия с окружающими. Работу по нормализации социального развития детей – сирот целесообразно проводить последующим направлениям: 1.Формирование умения адекватно принимать себя и других людей: • Игра «Давай познакомимся». Дети садятся в круг и называют свои имена, потом поочердно бросают мяч, называя друг друга по имени. • Игра «Паровозик». Один ребнок – паровозик, другие – пассажиры, задача паровозика собрать всех пассажиров, проезжая под музыку. • Игра «Именины» (с 5 лет). Дети в кругу, в центре – именинник, дети поочердно преподносят ему «подарок», изображая мимикой и жестами, с какими чувствами они это делают, именинник также должен выразить свою благодарность без слов. 2.Формирование умения осознавать причины и последствия своих действий. • Игры – этюды на идентификацию себя с различными героями (положительными и отрицательными), • Придумывание продолжения сказки и е обыгрывание; • Упражнения с элементами арттерапии: рисунки «Мо настроение», « Мой хороший поступок», «Я и мои шалости». • 3. Формирование умения находить выход из трудных ситуаций. • Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций; • Решение проблемных ситуаций, изображнных на картинках; • Завершить незаконченную историю и обыграть е. 4. Формирование умения понимать и принимать чувства другого человека. • Игры – этюды, изображающие различные чувства и настроения; • Игра «Маски» (с помощью мимики выразить разные чувства); • Этические беседы. • Игра «Семья» (сначала беседа, что такое семья, из кого она состоит, кто в семье чем занимается, затем обыгрывание различных ситуаций). Хочется рассказать об одном эксперименте. Специалистами Психолого – медико – педагогической службы г. Люберцы Московской области проводилась работа с детьми из неблагополучных семей. Целью работы являлось создание механизма оказания психолого – педагогической помощи детям из неблагополучных семей «группы риска». Разработанные программы «Давайте познакомимся поближе» и «Ты — мой друг, и я — твой друг» представляют собой 2-х годовой цикл работы с целью развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Занятия по первой программе «Давайте познакомимся поближе» проводятся с детьми 5-6 лет в январе — марте. Опыт работы в приютах, кризисных центрах, группах социальной защиты показывает, что для оказания квалифицированной помощи детям данной категории необходима комплексная диагностика развития ребенка с привлечением разных специалистов (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников, игротерапевтов, психотерапевтов). На основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического и педагогического обследования составляется краткая характеристика на каждого с указанием предполагаемых направлений работы по преодолению выявленных нарушений. Вторая программа «Ты — мой друг, и я — твой друг» для детей 6 -7 лет является логическим продолжением первой. Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска» 9 августа 2017 в 12:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.