ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ
«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»
Эрик Фромм
Ребёнок – Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.
Известный педагог и психолог И.С.Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощения мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека.
И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья – ребёнок –нравственность – поступок – семья. Другими словами: «Что посеешь, то и пожнешь».
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет, раздражает и запугивает.
Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь лежит « через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития человека.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни, а в каждом нормальном доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Такие дети часто вырастают с психическими комплексами, бывают напрочь лишены нравственных чувств.
Иногда родители с упоением и нескрываемой гордостью рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако, чаще всего это «смирение» оборачивается в дальнейшем большими проблемами как для самого ребёнка, так и для родителей. Необдуманная, жесткая строгость приводит с его взрослением сначала к лукавству ребёнка, а потом к притворству и, наконец, - к отчуждению.
Ребенок, даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный, уравновешенный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации, жесткие и бескомпромиссные формулировки – приведут к противоположным результатам.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Нравственную установку у ребенка можно и должно воспитывать постоянно, кропотливо и настоятельно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства быть ЛЮБЯЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу целого ряда объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше, чем это происходило с вами, дорогие мамы и папы, а тем более – с вашими родителями, то есть бабушками и дедушками. Хочется обратить ваше внимание на то, что в обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что именно это является (совместно с обучением, естественно) их прямой и непосредственной задачей и обязанностью. В большинстве своем, именно семья первой предъявляла обвинения школе в том случае, если результаты воспитания были, с их точки зрения, плачевными. И по настоящее время мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа, учителя и классный руководитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием и социализацией молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы, с нашей точки зрения, является односторонним и упрощенным.
Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс, проводить его спокойно, целенаправленно, совместными усилиями, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Согласитесь, что далеко не всегда учитель может разобраться в причинах немотивированной агрессии детей. Почему у них порой вырываются весьма грубые окрики на одноклассников, желании спровоцировать или поучаствовать самому в потасовках и перебранках между сверстниками? Все это может усугубляться, если причиной подобных действий и поведения является неблагополучный морально-психологический климат в семье. Дети, за редким исключением, не хотят жаловаться учителям в школе на грубое (а порой и жестокое) отношение к себе. По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанности. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. Школа не может и не должна заменить ему родной дом. В стенах школы ребенок обучается, расширяет свой кругозор, самореализуется, раскрывает перед одноклассниками и другими членами ученического коллектива свои возможности и способности. Школа помогает реализовать, легализировать результаты воспитательного процесса перед обществом.
Родители (или лица, замещающие их) и школа, занимаясь совместным воспитательным процессом, должны дополнять друг друга. Такой гармоничный процесс возможен только в том случае, если способы достижения главной цели – формирование личности – будут цивилизованными.
Другими словами, воспитание ненасилием – это должно стать, прежде всего, правилом, аксиомой, постулатом современной семьи. Что касается школы, то перед ней стоит не менее сложная и всеобъемлющая цель – вооружить ребенка знаниями по основам наук, передать образовательный опыт поколений, помочь самоопределиться, сформировать механизм самооценки и дальнейшего самовоспитания на нравственных принципах жизни в обществе.
На основании многовекового опыта существования института семьи в человеческом обществе сформировались нравственные законы, соблюдая которые, появляется возможность сформировать и укрепить семейные традиции и обычаи, удержаться от применения жестких мер «воспитания» детей.
|