Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
В целях профилактики правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних в МБДОУ составлен:
План мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних
и предупреждению семейного неблагополучия
в МБДОУ на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
Работа с педагогами |
1. |
Заключение Договоров с родителями вновь прибывших детей, заполнение родителями согласий по ведению Банка данных |
август-сентябрь |
Заведующий МБДОУ Л.Ф. Беланова |
2. |
Изучение статуса семей и условий жизни ребенка |
август-сентябрь |
воспитатели групп |
3. |
Организация учёта и формирование реестра данных семей, находящихся в социально-опасном
положении |
октябрь, корректировка
в течение всего учебного года |
педагог-психолог,
старший воспитатель,
воспитатели групп |
4. |
Контроль, наблюдения за детьми |
ежедневно |
воспитатели групп |
5. |
Изучение причин неблагополучия семьи |
по мере выявления |
воспитатели,
педагог - психолог |
6. |
Разработка индивидуальных планов на группахкоррекции и сопровождения несовершеннолетних, семей, находящихся в социально-опасном положении |
по мере выявления |
воспитатели,
педагог-психолог |
7. |
Осуществление оперативного взаимообмена информацией с образовательными учреждениями
о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении |
в соответствии
с запросом в течение года |
старший воспитатель,
педагог-психолог ДОУ |
8. |
Организация взаимообмена МАБДОУ со структурами местного самоуправления, ведомствами в части соблюдения норм ФЗ №120 (разработка и согласование межведомственного плана, проведение совместных мероприятий) |
по мере выявления |
заведующий
МАДОУ д/с «Малышок»,
старший воспитатель |
9. |
Организация контроля в МБДОУ по профилактике безнадзорности и
Правонарушений несовершеннолетних |
в течение года |
заведующий
МАДОУ д/с «Малышок» |
10. |
Консультация «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике
безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия в МБДОУ» |
февраль |
педагог-психолог |
11. |
Участие в благотворительных акциях для улучшения материального положения детей в малоимущих семьях |
1 раз в год |
Председатель СТК |
12. |
Заседание ПМП консилиума в МБДОУ с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогическом сопровождении и коррекционной работе. |
в течение года |
педагог-психолог |
13. |
Анализ деятельности по реализации Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-120 |
июнь |
старший воспитатель,
педагог-психолог |
14 |
Организация взаимодействия образовательных учреждений со структурами местного самоуправления, ведомства в части соблюдения норм ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в рамках своей компетенции (разработка и согласование межведомственного плана, проведение совместных мероприятий) |
по мере
необходимости |
старший воспитатель,
педагог-психолог |
Работа с родителями |
15. |
Публичный доклад о деятельности МБДОУ за 2017 – 2018 учебный год |
апрель |
Заведующий
МБДОУ Л.Ф. Беланова |
16. |
Оформление информационного уголка для родителей с телефонами и адресами социальных служб по
охране прав детей |
в течение года |
воспитатели |
17. |
Проведение родительских собраний в группах по вопросам воспитания и развития детей дошкольного
возраста |
по плану |
воспитатели |
18. |
Разработка и распространение памяток средиродителей; оформление стендовой информации; групповых папок на
тему «Права детей», «Жестокое обращение с детьми» и другие |
октябрь
март-апрель |
старший воспитатель,
педагог-психолог |
19. |
Организация и проведение рейдов по посещению детей и семей на дому, находящихся в социально-
опасном положении |
в течение года |
Воспитатели,
педагог-психолог |
20. |
Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по оказанию неблагополучным
семьям посильной помощи |
по мере
необходимости |
Заведующий
МБДОУ,
воспитатели |
21. |
Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, оказание адресной помощи |
по мере
необходимости |
педагог-психолог,
учитель-логопед |
22. |
Просветительская работа на официальном сайте МБДОУ:
- Консультация «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение
родителей», «Если ребенок грубит»,«Агрессивные дети», «Обиды», «Сценарий жизни», «Любить ребенка. КАК?»
- Размещение информации «Телефон доверия – шаг к безопасности», «Родитель, прочти внимательно!» |
в течение года |
старший воспитатель
педагог – психолог
методист |
23. |
Организация совместной деятельности с родителями воспитанников:
- консультации на темы: «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей», «Поощрение и наказание» «Отец в воспитании», «Жестокое обращение с детьми», «Создание благоприятной семейной атмосферы»;
- спортивные праздники: «Робинзонада», «В мире воздушных шаров»;
- неделя здоровья;
- неделя психологии;
- творческие мастерские: «Подготовка детей к школе»;
- конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Зимняя фантазия», «Волшебная книга», «Марш парков», «Весёлые старты», «Районные состязания » и т.д.
- праздники: «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка»,«День защитника Отечества», «Праздник Весны», «Прощай, Масленица», «День защиты детей» и др. |
в течение года |
старший воспитатель,
воспитатели,
педагог-психолог,
инструктор по
физической культуре,
педагог-психолог,
воспитатели,
музыкальный руководитель |
24. |
Выпуск информационных листов и буклетов:
- «Права и обязанности родителей»;
- «Жестокое обращение с детьми»;
- «Заповеди для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье»;
- «Домашнему насилию нет оправданий»;
- «Это должен знать каждый родитель» |
В течение года |
старший воспитатель
педагог-психолог |
25. |
Консультативно-игровой пункт для родителей детей, не посещающих детский сад
Консультативный пункт для родителей, дети которых имеют ограниченные возможности и не посещающие детский сад |
В течение года |
старший воспитатель
педагог-психолог |
Работа с детьми |
26. |
Реализацияиндивидуального маршрута коррекционной помощи несовершеннолетним, их дальнейшего развития |
В течение года |
старший воспитатель,
воспитатели групп,
специалисты |
27. |
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей |
февраль |
старший воспитатель,
воспитатели групп,
специалисты |
28. |
Конкурс рисунков среди воспитанников ДОУ «Мои права» |
апрель |
воспитатели |
29. |
Месячник гражданской и правовой сознательности «Мой выбор» (в т.ч. проведение НОД, бесед о правах детей, выставки рисунков «Я и мои права») |
ноябрь |
воспитатели старших,
подготовительных групп |
30. |
Выставки детского творчества: «Права детей»; «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка - зима», «Мамочка любимая моя», «Защитники Отечества», «Весна - красна», «До свидания детский сад» и др. |
В течение года |
воспитатели |
31. |
Праздники:
- «Здравствуй, осень»;
- «День матери»;
- «Новогодняя сказка»;
- «День защитника Отечества»;
- «Праздник Весны»;
- «Масленица»;
- «День защиты детей» и др. |
В течение года |
музыкальный руководитель |
32. |
Кружки:
-«Старт» по физической культуре;
- «Солнечные лучики» по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста;
- «Соловушка» по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- «Фантазёры» по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста |
В течение года |
Инструктор по физической
культуре, музыкальный руководитель,
старший воспитатель |
Деятельность детского сада по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям:
1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
2. формирование Здорового образа жизни;
3. профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
4. патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
По всем этим направлениям в детском саду составлены планы работы.
Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН.
Большая работа проводится с воспитанниками детского сада.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
3. Система блочных занятий.
4. Проведение тематических праздников, дней и недель.
5. Участие в творческих конкурсах.
Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:
- проведение групповых родительских собраний с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей;
- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.;
- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр, утренняя гимнастика;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- экологические акции;
- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества
- привлечение родителей на субботники.
Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким. Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми. В группе старшего дошкольного возраста реализуется проект по теме: «Воспитание толерантности». В свою очередь, деятельность на проектной основе, это создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой – повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.