МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»

Положение о рабочей программе педагога МБДОУ

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»

 

 «УТВЕРДЖАЮ»:

Заведующий ДОУ

_______ Беланова Л.Ф.

 

 

 

 

 

Положение

о рабочей программе педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек»

 

 

 

 

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» (далее - ДОУ) в соответствии с Законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ и регламентирует содержание и порядок образования детей в ДОУ. Положение действует до замены новым.

1.2.Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию образовательных программ в полном объёме.

1.3.Рабочая программа (далее по тексту РП) – нормативный документ, внутренний стандарт группы, опре­деляющий ценностно-целевые ориентиры, содер­жание и объем образования для каждой возраст­ной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализу­емых на основе имеющихся ресурсов (педагогиче­ских, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современ­ным социальным заказом.

1.4. РП является единой для всех педагогических работников, работающих в ДОУ.

1.5.При разработке РП педагогу необходимо учитывать: со­держание образовательной программы ДОУ; систе­му используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабине­ты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, ком­плект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуа­ций и т. д.) и дидактические комплек­сы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реа­лизации педагогических техноло­гий, в т. ч. ИКТ); содержание воспи­тательно-образовательной работы с детьми (недельная образователь­ная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы. РП может быть составлена по аналогии с образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требова­ниями к ее структуре, предъявляемыми Федераль­ным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС до­школьного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабо­чей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а так­же возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

1.7.Положение о РП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменений.

1.8. Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.

 

2. Цели и задачи РП.

2.1.Цель РП – планирование, организация и управление воспитательно – образовательным процессом.

2.2. Задачи:

-регламентировать деятельность педагогических работников.

-определять объем и содержание   материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники;

-оптимально распределять время по темам;

-способствовать совершенствованию методики проведения занятия;

-активизировать познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей;

-отражать специфику региона;

-применять современные образовательные технологии.

3.Структура РП.

Структура РП является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы.

3.1Титульный лист (который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы при­ложений) указываются:

- полное название дошкольной образовательной организации;

- сведения о принятии и утверждении доку­мента руководителем ДОУ (грифы «Принято» (дата, № протокола) и «Утверждаю»);

-название рабочей программы;

-адресность (возрастная группа, возраст детей);

-сведения об авторе (должность, Ф. И. О.);

-место нахождения, год составления рабочей программы.

3.2.Раздел целевой.

Пояснительная записка (структурный элемент РП, раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей про­граммы, ее цели, задачи, основные принципы, осо­бенности организации образовательного процесса). В пояснительной записке важно указать:

1.Нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об ут­верждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы до­школьных образовательных организаций»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осу­ществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государствен­ного образовательного стандарта дошкольного образования»);

-Устав МБДОУ;

-Положение о рабочей программе.

2. Цель

при постановке целей РП не­обходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования:

-повышение социального статуса дошкольного образования;

-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении каче­ственного дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на осно­ве единства обязательных требований к усло­виям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и ре­зультатам их освоения;

-сохранение единства образовательного про­странства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

3.Задачи

задачи РП определяются исхо­дя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциаль­ных программ, определенных для составления образовательной программы ДОУ, а также задач, на решение которых направлен ФГОС до­школьного образования:

- охрана и укрепление физического и психическо­го здоровья детей, в том числе их эмоционально­го благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноцен­ного развития каждого ребенка в период дошколь­ного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психо­физиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и со­держания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индиви­дуальными особенностями и склонностями, раз­вития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с са­мим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целост­ный образовательный процесс на основе духов­но-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстети­ческих, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответ­ственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия со­держания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности форми­рования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способ­ностей и состояния здоровья детей;

- формирование социокультурной среды, соответ­ствующей возрастным, индивидуальным, психо­логическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической под­держки семьи и повышения компетентности ро­дителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.)

4.Принципы и подходы к формированию РП.

Деятельностный подход позволяющий детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка.

Комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Образовательный процесс основывается на следующих принципах, которые учитываются в обучении и воспитании детей и в оформлении развивающей среды:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования понимается нами как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с интеграцией детских деятельностей.

Принцип вариативности – у детей формируется умение в простейших и сложных ситуациях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил.

Принцип мини-макса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принцип творчества ориентирует на приобретение детьми в ходе игры и любого вида деятельности собственного опыта творческой деятельности.

Принцип природосообразности обеспечивает формирование полоролевого поведения в детском сообществе и жизнедеятельности.

В качестве принципов РП мо­гут быть указаны основные принципы дошкольно­го образования, определенные ФГОС дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов - детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно вы­бирает содержание своего образования, стано­вится субъектом образования (далее - индиви­дуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- стимулирование познавательных интере­сов и действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность до­школьного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенно­стям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.)

5.Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и основной программы, реализуемой в каждой группе по всем направлениям развития детей. Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта.

6.Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей (возраст, пол, наци­ональная принадлежность, группа здоровья; характерные особенно­сти данного возраста).

3.3. Раздел - содержательный.

3.3.1. Цели и задачи образовательной деятельности в группе в соответствии с образовательными направлениями.

3.3.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Содержание образовательных направлений реализуется посредством программ и технологий.

(Комплексно-тематическое планирование (перспективно-тематическое планирование по образовательным областям в данной возрастной группе. Единый план МБДОУ, который рассматривается на этапе утверждения образовательной программы на педагогическом совете)

3.3.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования в группах. Раскрыть технологии реализации регионального компонента содержания в дошкольном возрасте.

3.3.5. Взаимодействие с семьями воспитанников (по выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представ­лено в рабочей программе в виде перспективного плана по взаимодействию с родителями; отдельной графы «Взаимодействие с родителя­ми» в содержании тематической недели.)

3.4.Раздел - организационный

3.4.1. Материально – техническое обеспечение РП.

3.4.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания

дошкольников.

3.4.3. Организация жизнедеятельности в группах.

3.4.5. Режим дня (холодный и тёплый период).

3.4.6. Проектирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста.

3.4.7. Традиционные события, праздники, мероприятия.

3.4.8. Организация развивающей предметно – пространственной среды.

3.4.9. Библиография.

3.5. Приложение к РП (могут быть представлены следующие материалы:

- конспекты (сценарии) различных форм образо­вательной деятельности с детьми;

- описание игр и игровых упражнений;

- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

- сценарии различных форм сотрудничества с се­мьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);

- комплексы утренней гимнастики;

- визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стен­дах, в буклетах и памятках и т. д.).

4. Требования к оформлению РП

4.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word   for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.

4.2. Оформление титульного листа

- полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом МБДОУ;

- где, когда и кем утверждена РП;

- название группы возраст детей;

- Ф.И.О. педагогического работника, составившего данную РП;

- название населенного пункта и год разработки программы;

4.3. По контуру листа оставляются поля со всех сторон 2 см.

4.4.Нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.

5.  Рассмотрение и утверждение РП.

5.1.   РП рассматривается на педагогическом совете МБДОУ.

5.2.РП разрабатывается и рекомендуется до 1 сентября будущего учебного года.

5.3.Педагогический совет выносит свое решение о соответствии РП существующим требованиям и Уставу МБДОУ.

5.4.Утверждение РП заведующим ДОУ  осуществляется до 1 сентября текущего учебного года.

5.5.Оригинал РП, утвержденный заведующим МБДОУ, с приложениями находится у воспитателя.

5.6.Копия РП хранится у старшего воспитателя (в электронном виде).

6.  Изменения и дополнения в рабочих программах.

6.1 РП является документом, отражающим процесс развития образовательного учреждения. Она может изменяться, но в конечном итоге воспитанники должны завершать свое обучение и развитие по данной РП .

6.2.Основания для внесения изменений:

- предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году

- обновление списка литературы

- предложения педагогического совета, администрации МБДОУ

6.3.Дополнения и изменения в РП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. Изменения вносятся в РП в виде вкладыша «Дополнения к РП». При накоплении большого количества изменения РП корректируются в соответствии с  накопленным материалом.

7. Контроль.

7.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом, Положением о контрольной деятельности.

7.2.  Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей, специалистов и старшего воспитателя.

7.3.   Контроль за полнотой реализации рабочих программ возлагается на руководителя ДОУ.

8. Хранение РП.

8.1. РП хранятся в методическом кабинете ДОУ.

8.2.К РП имеют доступ все педагогические работники и администрация МБДОУ.

8.3.РП хранится 3 года после истечения срока ее действия.

27 июня 2017 в 12:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.