МБДОУ «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
|
Положение о рабочей программе педагога МБДОУМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вёшенский детский сад №3 «Ручеёк»
«УТВЕРДЖАЮ»: Заведующий ДОУ _______ Беланова Л.Ф.
Положение о рабочей программе педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек»
1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вешенский детский сад № 3 «Ручеек» (далее - ДОУ) в соответствии с Законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ и регламентирует содержание и порядок образования детей в ДОУ. Положение действует до замены новым. 1.2.Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию образовательных программ в полном объёме. 1.3.Рабочая программа (далее по тексту РП) – нормативный документ, внутренний стандарт группы, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом. 1.4. РП является единой для всех педагогических работников, работающих в ДОУ. 1.5.При разработке РП педагогу необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОУ; систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т. д.) и дидактические комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т. ч. ИКТ); содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы. РП может быть составлена по аналогии с образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. 1.7.Положение о РП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменений. 1.8. Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.
2. Цели и задачи РП. 2.1.Цель РП – планирование, организация и управление воспитательно – образовательным процессом. 2.2. Задачи: -регламентировать деятельность педагогических работников. -определять объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники; -оптимально распределять время по темам; -способствовать совершенствованию методики проведения занятия; -активизировать познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей; -отражать специфику региона; -применять современные образовательные технологии. 3.Структура РП. Структура РП является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы. 3.1Титульный лист (который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы приложений) указываются: - полное название дошкольной образовательной организации; - сведения о принятии и утверждении документа руководителем ДОУ (грифы «Принято» (дата, № протокола) и «Утверждаю»); -название рабочей программы; -адресность (возрастная группа, возраст детей); -сведения об авторе (должность, Ф. И. О.); -место нахождения, год составления рабочей программы. 3.2.Раздел целевой. Пояснительная записка (структурный элемент РП, раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса). В пояснительной записке важно указать: 1.Нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); -Устав МБДОУ; -Положение о рабочей программе. 2. Цель при постановке целей РП необходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования: -повышение социального статуса дошкольного образования; -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; -обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 3.Задачи задачи РП определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления образовательной программы ДОУ, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.) 4.Принципы и подходы к формированию РП. Деятельностный подход позволяющий детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка. Комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательный процесс основывается на следующих принципах, которые учитываются в обучении и воспитании детей и в оформлении развивающей среды: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Принцип интеграции содержания дошкольного образования понимается нами как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с интеграцией детских деятельностей. Принцип вариативности – у детей формируется умение в простейших и сложных ситуациях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил. Принцип мини-макса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Принцип творчества ориентирует на приобретение детьми в ходе игры и любого вида деятельности собственного опыта творческой деятельности. Принцип природосообразности обеспечивает формирование полоролевого поведения в детском сообществе и жизнедеятельности. В качестве принципов РП могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов - детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей.) 5.Планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и основной программы, реализуемой в каждой группе по всем направлениям развития детей. Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта. 6.Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья; характерные особенности данного возраста). 3.3. Раздел - содержательный. 3.3.1. Цели и задачи образовательной деятельности в группе в соответствии с образовательными направлениями. 3.3.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей: Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Содержание образовательных направлений реализуется посредством программ и технологий. (Комплексно-тематическое планирование (перспективно-тематическое планирование по образовательным областям в данной возрастной группе. Единый план МБДОУ, который рассматривается на этапе утверждения образовательной программы на педагогическом совете) 3.3.4. Региональный компонент содержания дошкольного образования в группах. Раскрыть технологии реализации регионального компонента содержания в дошкольном возрасте. 3.3.5. Взаимодействие с семьями воспитанников (по выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представлено в рабочей программе в виде перспективного плана по взаимодействию с родителями; отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели.) 3.4.Раздел - организационный 3.4.1. Материально – техническое обеспечение РП. 3.4.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников. 3.4.3. Организация жизнедеятельности в группах. 3.4.5. Режим дня (холодный и тёплый период). 3.4.6. Проектирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста. 3.4.7. Традиционные события, праздники, мероприятия. 3.4.8. Организация развивающей предметно – пространственной среды. 3.4.9. Библиография. 3.5. Приложение к РП (могут быть представлены следующие материалы: - конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности с детьми; - описание игр и игровых упражнений; - сценарии мастер-классов для педагогов и родителей; - сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары); - комплексы утренней гимнастики; - визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах и памятках и т. д.). 4. Требования к оформлению РП 4.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт. 4.2. Оформление титульного листа - полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом МБДОУ; - где, когда и кем утверждена РП; - название группы возраст детей; - Ф.И.О. педагогического работника, составившего данную РП; - название населенного пункта и год разработки программы; 4.3. По контуру листа оставляются поля со всех сторон 2 см. 4.4.Нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений. 5. Рассмотрение и утверждение РП. 5.1. РП рассматривается на педагогическом совете МБДОУ. 5.2.РП разрабатывается и рекомендуется до 1 сентября будущего учебного года. 5.3.Педагогический совет выносит свое решение о соответствии РП существующим требованиям и Уставу МБДОУ. 5.4.Утверждение РП заведующим ДОУ осуществляется до 1 сентября текущего учебного года. 5.5.Оригинал РП, утвержденный заведующим МБДОУ, с приложениями находится у воспитателя. 5.6.Копия РП хранится у старшего воспитателя (в электронном виде). 6. Изменения и дополнения в рабочих программах. 6.1 РП является документом, отражающим процесс развития образовательного учреждения. Она может изменяться, но в конечном итоге воспитанники должны завершать свое обучение и развитие по данной РП . 6.2.Основания для внесения изменений: - предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году - обновление списка литературы - предложения педагогического совета, администрации МБДОУ 6.3.Дополнения и изменения в РП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. Изменения вносятся в РП в виде вкладыша «Дополнения к РП». При накоплении большого количества изменения РП корректируются в соответствии с накопленным материалом. 7. Контроль. 7.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом, Положением о контрольной деятельности. 7.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей, специалистов и старшего воспитателя. 7.3. Контроль за полнотой реализации рабочих программ возлагается на руководителя ДОУ. 8. Хранение РП. 8.1. РП хранятся в методическом кабинете ДОУ. 8.2.К РП имеют доступ все педагогические работники и администрация МБДОУ. 8.3.РП хранится 3 года после истечения срока ее действия. 27 июня 2017 в 12:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.